?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 Cходила вчера в оперу на Бартока и Малера. Я в расстроенных чувствах
Программа состояла из двух частей, в первом отделении были "Песни на смерть детей" Малера, а во втором собственно "Синяя борода" Бартока.

Conductor - Ilan Volkov
Director - Shirit Lee Weiss
Set Designer - Dale Chihuly
Lighting Designer - Eyal Levi

Mahler - Mezzo Soprano Edna Prochnik

Bluebeard - Vladimir Braun
Judit - Svetlana Sandler

Moderator - Alex Anski


Вечер запомнился и в хорошем и в плохом смысле. Начну с самого плохого.



Малер. Это был полный провал во всех смыслах. А я так растрогалась заранее, я вчера впервые услышала Киндертотенлидер вживую. Одна надежда, что в феврале Мета Квестхофф все исправят в филармонии - там тоже будут "Песни на смерть детей". Не то, чтобы я ждала слишком многого от Квестхоффа, он никогда меня не впечатлял, но хуже просто быть не может, а наших филармоников я сегодня по-настоящему оценила - как раз потому что их мне недостовало. Самая главная причина моих сегодняшних отрицательных впечатлений в оркестре и дирижере. Илан Волков никогда не приводил меня в восторг, но и никогда не удручал, он обычно выдает вполне качественное исполнение - в опере. Во втором отделении он вполне подтвердил это мое мнение. Но вот Малер. Мой любимый Малер... Зачем Волков взял такие быстрые темпы? То ли дело было в темпе, то ли в поверхностном подходе к песням. Мне показалось, что было слишком быстро. Никакого привычного трепета я не испытала. Да что там, после первых 5 тактов "Nun will die sonn so hell aufgehn" я поняла, что ничего "потустороннего" не будет. Оркестр звучал глухо и раздражающе. А ведь этот же оркестр (симфонический оркестр Ришон Лециона) выдает вполне чистый звук во время исполнения любой оперы. Во время "Oft denk' ich, sie sind nur ausgegangen" совсем некстати вспомнилось насколько чисто и прозрачно играли Рюккертлидер тель-Авивские филармоники пару месяцев назад и я чуть не прослезилась. Единственное, что произвело хоть какое-то положительное впечатление - это "In diesem Wetter". Музыка все равно звучала глухо, но я буквально увидела, как над головой сгущаются черные облака и как медленно поднимается ветер. Хотя при нормальном исполнении я должна была увидеть совсем другое, если уж и видеть что-то. Но хоть что-то увидела...
Второй недостаток - солистка. Я всегда думала и вчера окончательно убедилась, что эти песни должен петь именно мужской голос. Мне кажется, что женщина просто не способна испытывать горе от смерти детей в том виде, в котором передает его Малер. Эту отстраненность, печаль и страдание может испытывать только мужчина и большинство из знакомых мужских испонений поет так сдержанно, что просто сердце замирает. У меня даже есть пример о разнице между женским и мужским восприятием этих песен. Как-то, дала послушать Киндертотенлидер в исполнении Фи-Ди с Бемом одной женщине, у которой несколько уже вполне взрослых детей. В музыке она немного разбирается, но Малера почти не слышала. Я сперва прочла ей стихотворения Рюккерта и перевела их для нее. Она просто ужасалась и говорила, что это ужасно тяжело и она не понимает, как у Малера вообще рука поднялась писать музыку к этим песням. Потом я ей включила самого Малера, она послушала и сказала, что ей не понравилось, музыка совсем не передает горе и отчаяние родителя, потерявшего своих детей. По ее словам, музыка слишком сдержанная и холодная(...). На этом мы закончили беседу об этих песнях. Сегодня, слушая меццо Эдну Прохнек, я  вспомнила об этом случае, потому что она пела настолько эмоционально, что я чуть зубами не скрипела от досады. Голос у нее густой с темным оттенком, но низы удавались не совсем хорошо, она звучала ровно, голос не дребезжал и не вибрировал, но она пела с таким отчаянием и надрывом, что местами я злорадно думала о том, чтобы она шла и пела сестру Анджелику в одноименной части  "Триттико" Пуччини, там весь этот надрыв будет к месту, ну и что, что тембр не совпадает. В общем, антракт я встретила более чем мрачная.

Да, кстати, мое недовольство тем, что меня пересадили во второй ряд и лишили возможности глядеть на оркестрантов, оказалось беспочвенным - из-за особенностей постановки "Синей бороды" оркестровую яму вообще аннулировали, ее подняли и превратили в сцену, где и расположился оркестр во время исполнения Малера и я оказалсь сидящей прямо напротив концертмейстера. Правда, это имело мало смысла, в Киндертотенлидер скрипки играют мало и скрипачи в основном сидели без дела. Пришлось мне переключиться на виолончелистов, только их и было видно как следует. Это было странно - глядеть на оркестр снизу вверх, в филармонии я обычно сижу повыше, а тут оркестр нависал прямо над головой.





После Малера нас ожидал получасовой антракт - на сцене нужно было установить декорации к опере. Кстати, я считаю, что певцы настоящие герои раз смогли петь на настолько пыльной сцене (это была не обычная сцена, а поднятая наверх оркестровая яма). Несколько раз во время антракта даже прохаживалась девушка и увлажняла воздух из брызгалки. А мне пришлось все два часа вчера просидеть с закрытыми салфеткой ртом и носом, потому что постоянно вдыхала пыль и сразу подхватила привычную аллергию. Что за проблема, как следует почистить пол?

Было очень интересно смотреть, как устанавливают декорации (если их вообще можно назвать так). Постановка была основана на постоянных противоречиях и столкновениях и это касалось уже месторасположения оркестра и певцов. Я немного почувствовала себя в Байройте, потому что не было видно оркестра - его пересадили туда, где обычно находится сцена и это место скрывали от нашего взгляда семь длинных черных ниш - семь дверей в замке герцога Синей бороды. А певцы пели и играли там, где обычно находится оркестровая яма, на этот раз поднятая наверх. Опера началась на 10 минут позже, так как никак не могли правильно установить одну нишу.
Стало понятно, о каких мониторах мне толковали по телефону. Мониторы, с помощью которых певцы обычно наблюдают за дирижером, установлены внутри сцены, но на этот раз там расположился оркестр, поэтому мониторы установили в первом ряду в партере.
 
Традиционный пролог (на иврите) читал известный местный актер Алекс Анский - читал очень красиво и играл красиво. Пожалуй, он был единственным, кто мне безоговорочно понравился за весь вечер. 

Пели на венгерском. Меццо, Светлану Сандлер слышала впервые и в целом вокально она оставила благоприятное впечатление. У нее хороший, сильный голос, довольно высокий. На ее страничке написано, что она пела Эрду, правда я не поняла - где (уж точно не у нас...). К сожалению, ничего, кроме голоса не было, никакого артистизма ни в вокальном, ни в актерском смысле, просто красивое пение. Герцога пел наш привычный басс-баритон Владимир Браун. Он меня даже удивил - я от него вообще ничего не ожидала. А он даже как-то играл и пел не скучно и однообразно. Голос звучал хорошо и каждый его призыв "Юдит! Юдит!" звучал как проклятие. В целом, пара герцог-Юдит оставляла впечатление пожилых извращенцев. Когда они только вышли на сцену, мне подумалось, что Синяя борода уже всех красивых и молодых женщин запер у себя и ему приходится переходить к женщинам среднего возраста сомнительной крастоы. Эта Юдит явно была старая дева, а когда она толковала герцогу о своем женихе, видимо ей просто хотелось пробудить в нем ревность. А вообще, если на минутку забыть о психологизме и символизме этой оперы, такое чувство, что это история одной хамоватой дуры, которая, не успев попасть в дом к "мужу", к которому сама же навязалась на шею, сразу закатила истерику и сцены ревности. Прямо, Эльза в ухудшенном варианте. Но, к счастью, такое в голову может прийти только если очень стараешься додуматься до такого.

Актерской игры было мало и то, что было, тоже было довольно сумбурно. Декорации отсутствовали, если не считать повернутых к нам задом ниш - закрытых дверей. И слава богу, мне показалось лишним даже то, что было на сцене. 

Герцог был одет в черное с серебром костюм и с сиреневой повязкой на шее. Юдит была в белом корсете с серой накидкой сверху.  И с ужасающим белым гримом на лице.

Стеклянные витражи-декорации (то есть, содержимое семи комнат) делал американский скульптор Дэйл Чихули специально для этой оперы (их впервые вывезли из США, раньше они служили декорациями только в Америке). В целом, в световом смысле они совпадали с указаниями Бартока. И они выглядели красиво, хотя разглядеть в них то, что должно быть в комнатах, было довольно трудно. Но символизм - неотъемлемая часть этой оперы. Сам Чихули сейчас находится в Тель-Авиве, в галерее рядом с оперой открывается его выставка.

Итак, после пролога, на темную, пустую сцену выходят герцог Синяя борода и Юдит, которая оставила свой дом, семью, жениха и сбежала с герцогом. Когда дело доходит до открытия комнат, слава богу, никаких ключей не было, передачу ключа символизировало пожатие рук. Или же, герцог просто трогал Юдит - чаще всего, ее руки.

Первая комната - кроваво красная комната пыток - это красные стеклянные колы. (Традиционно, цвет этой комнаты - кроваво-красный)


Вторая комната - оружейная. Там были какие-то изогнутые тюльпаны и что-то вроде огромных стеклянных дубинок. (Традиционно, цвет этой комнаты - желтовато-красный)



Третья комната - сокровищница. (Традиционно, цвет этой комнаты - золотой)





Четвертая комната скрывает прекрасный сад. (Традиционно, цвет этой комнаты - зеленовато-голубой).


Пятая комната - окно в прекрасные и огромные владения Синей бороды. (Традиционно, цвет этой комнаты - белый. Свет падает на синие горы)




Шестая комната - комната с серебрянным озером - с озером слез. Честно говоря, на первый взгляд содержимое этой комнаты напомнило мне не слезы, а, извиняюсь, сопли. (Традиционно, свет этой комнаты темный).







Седьмая комната - пустая, черная ниша. (Традиционный свет - серебряный).

На сцену медленно выходят три жены Синей бороды. Первая, найденная на рассвете, та, которой принадлежат все рассветы, одета была в черное платье с красной накидкой. Вторая жена, найденная в полдень, которой принадлежат все дни,  была одета в черное платье и оранжевую накидку. Третья жена, найденная на закате, которой принадлежат все закаты, была одета в черное платье и синюю накидку. И вот наконец, жены переодевают Юдит, найденную в полночь, самую прекрасную. С нее снимают серую накидку и вместо нее надевают на ее белое платье черную накидку. Затем, они втроем поднимаются в седьмую, черную нишу. Шлейфи их разноцветных накидок красиво свисают с ниши. Юдит поднимается последняя и встает поперек трех остальных жен. Шлейф ее черной накидки закрывает три цвета остальных жен под слова герцога о том, что с этих пор все будет тьмой. После последнего слова сцена погружается в кремошную тьму.

Наша пара.



Чихули и генеральный директор нашей оперы, Ханна Муниц.


Итог. Я не прочувствовала вечер. Для меня он не был оперным. Безусловно, было очень интересно наблюдать за декорациями, но они мне мешали воспринимать музыку. Все-таки, убедилась, что это произведение я не воспринимаю в качестве сценического представления. Все передано в музыке и декорации и актерская игра просто мешают слушать ее как следует. "Замок синей бороды" я бы предпочла слушать в концертном исполнении. Недаром, один раз посмотрев фильм с Шолти, я больше никогда не интересовалась видеть эту оперу на экране, всегда только слушала. Лучше просто слушать. После ужасного Малера, Бартока оркестр и Волков играли прекрасно и музыка перекрывала абсолутно все. Мне хотелось сидеть в абсолютной темноте и слушать просто музыку.
Второй недостаток - длительность этой оперы. Я уже говорила, что при живом исполнении, любое музыкальное произведение проносится для меня очень быстро и поэтому час, в течение которого я слушала "Замок синей бороды", пролетел для меня как один миг. Мне недостаточно 2 часов (включая получасовой антракт!) для того, чтобы почувствовать себя в опере. Опера, длящаяся всего час! Да у Вагнера один акт длится больше часа (и как это хорошо!). И мне обидно, что назначение Малера в этот вечер было в том, чтобы хоть как-то удлинить вечер.
В итоге, все наложилось одно на другое и я не получила никакого удовольствия. Наоборот, настроение испортилось окончательно.

А в следующий раз меня ожидает "Эрнани" Верди... До сих пор не могу поверить, что действительно решилась на это...

Картинки взяты отсюда и отсюда.


С нетерпением жду в феврале Мету с нашими филармониками, оказывается, я их все это время плохо ценила. Не дай мне бог еще раз услышать такого Малера, как вчера. Дайте мне наших филармоников поскорее! Опыт есть опыт, наш филармонический оркестр уже 70 лет играет Малера с разными Дирижерами (с большой буквы), видимо, Малер у него уже в крови, ТАК плохо они просто никогда не смогут его сыграть.



Comments

( 25 sententiae — sententiam dic! )
maultasch_a
Dec. 22nd, 2010 04:14 pm (UTC)
что мне всегда нравится так это не оставляющее тебя чувство юмора.)

про то что вечер короткий, ты лучше представь если бы вам третье отделение насадили с какой-нибудь ужасной или просто нелюбимой музыкой. было бы достаточно длинно, зато тяжелее.
а так короче, зато как бы все твое.
жалко чт с оркестром такие беды.
мы по этому в филармонию не ходим на малера, потому что у нас его постоянно какие-то не те оркестры играют. муж упирается и требует исключительно венских филармоников с приличным дирижером. и в общем я согласная.
если уж малер то в хорошем виде.

декорации к бартоку понравились. именно тем что их мало и они яркие, лишь символизирующие, отражающие основную идею. больше туда и не подойдет ничего, по моему.
lika_k
Dec. 22nd, 2010 05:53 pm (UTC)
Насчет юмора ты шутишь?

Ага, мое, только я никакого удовольствия не получила, осталось чувство зря потраченного вечера. Эх.
Вчера впервые услышала своими ушами, как можно по-настоящему испортить Малера... А ведь Бартока играли хорошо!
Как? А разве венские филармоники не играют Малера? Почему другие оркестры? Твой муж прав, слушать в Вене Малера с не венскими филармониками просто преступление.

Честно говоря, эти декорации на картинках вечатляют больше, чем вживую. Но на самом деле было приятно видеть все это. Наверное на этот раз было бы лучше сидеть чуть подальше, а не впритык к сцене.
maultasch_a
Dec. 23rd, 2010 05:52 am (UTC)
насчет юмора - это ты шутишь.) и это хорошо.)

но так уж зря наверное тоже не было, я очень надеюсь.
в конце концов два отделения.

ванские фили практически каждый вечер играют в опере. поэтому в своей же филармонии они играют намного реже. в результате малера - очень редко (как и любого другого композитора).

lika_k
Dec. 23rd, 2010 10:52 am (UTC)
Может я сама так драматизирую.

Да, это плохо и очень жаль, ведь с ними такие потрясающие записи делали, и студийные и живые.
maultasch_a
Dec. 22nd, 2010 04:16 pm (UTC)
на последней фотографии - я испугалась, что это солисты. и синяя борода такой вотанообразный.
lika_k
Dec. 22nd, 2010 05:54 pm (UTC)
Хи-хи... и изображают недопонятый Вагнером инцест...
Нет, это автор декораций.
maultasch_a
Dec. 23rd, 2010 09:11 am (UTC)
хороший! правильные декорации (на мой взгляд). и в меру простые, а это важно.
lika_k
Dec. 23rd, 2010 10:55 am (UTC)
Да, он интересный. У него сейчас выставка проходит у нас и я ищу время, чтобы сходить на нее. С моей любовью к витражам, наверное мне понравится, он специализируется на стекле.
chumanew
Dec. 22nd, 2010 07:43 pm (UTC)
Портить Малера - это преступление. Тем более в Тель-Авиве, где его играют постоянно и хорошо. Я еще понимаю, приехать туда, где имя Малера знают единицы, и знакомы с его произведениями только по записям, купленным в нищем местном магазине, там любое живое исполнение стало бы грандиозным подарком. Но там, где привыкли к Малеру в хорошем исполнении - даже странно было читать. ЗАЧЕМ? Ну сыграли бы что-то другое, если хотели удлинить вечер.

Декорации понравились, мне кажется, что они очень символичны и правильно отображают смысл комнат замка. И они красиво сделаны.
Браво, Чихули!
lika_k
Dec. 23rd, 2010 03:08 pm (UTC)
Видимо, этот оркестр никогда его не играет и не имеет опыта. Про дирижера не знаю, я с ним только оперы слышала. Вывод - Малера у нас нужно слушать только с филармониками. Слава богу, что в начале осени так и не пошла на первую Малера с иерусалимскими филармониками, они заведомо известны, как довольно посредственные в любом репертуаре, единственный звездный час у них был, когда они играли с Клемперером.

Да, было красиво, никто не виноват, что я только придираюсь ко всему. У него сейчас выставка у нас, надеюсь сходить на следующей неделе.
chumanew
Dec. 23rd, 2010 10:08 pm (UTC)
О, интересно! Напишете о выставке? Он выставляется как театральный художник или привез какие-то другие работы?
lika_k
Dec. 24th, 2010 07:32 pm (UTC)
Напишу. Нет, он привез другие работы, я видела рекламу, должно быть интересно. Вообще, в этой галерее много интересного, хоть и только современное искусство. Выставка Чихули до конца января.
chumanew
Dec. 24th, 2010 09:24 pm (UTC)
Нормально. Можно не торопиться и спокойно сходить, и не один раз, если будет очень интересно. Судя по декорациям, он очень интересный художник. Может быть, посещение выставки встряхнет Вам мозги и даст толчок к творчеству.
lika_k
Dec. 25th, 2010 06:22 pm (UTC)
Я посмотрела на сайте галереи, должно быть красиво. Он работает со стеклом. Там еще одна интересная выставка должна быть.
chumanew
Dec. 25th, 2010 09:53 pm (UTC)
Все-таки стеклянные декорации на сцене - это достаточно опасно. Мало ли какие случайности могут быть? Конечно, "Синяя Борода" не такая опера, где требуются резкие движения или беготня, а к каким еще операм он создавал подобные декорации, Вы не знаете?
lika_k
Dec. 26th, 2010 03:45 pm (UTC)
Они находятся внутри ниш и приклеены к ним. Близко к ним очень редко подходили, основная опасность наверное заключется в поворачивании ниш к залу. Двое рабочих поворачивали их вручную сзади.
Я не знаю, мне кажется, что это в первый раз, но я особо не искала. Он известен как просто художник (или мастер, не знаю, как точно назвать).
chumanew
Dec. 26th, 2010 08:31 pm (UTC)
Ну если только так. Наверное при поворачивании предусмотрены какие-то меры безопасности. Вообще "Синяя борода" достаточно статичная опера, там можно и стеклянные декорации. Но как необычно и красиво!
lika_k
Dec. 27th, 2010 03:32 pm (UTC)
Да, более чем статичная, кроме поворачиваня ниш и световых эффектов там на сцене практически ничего не происходило.
chumanew
Dec. 27th, 2010 08:48 pm (UTC)
Там вся сила в музыке и тексте, а не в беготне по сцене, некому и незачем там бегать. Очень подходящая для концертного исполнения опера, мне кажется. А если еще и такие декорации поставить... вообще отвал башки. При условии нормального исполнения, конечно.
lika_k
Dec. 28th, 2010 02:41 pm (UTC)
Вот я и пришла к мнению, что предпочла бы эту оперу в концертном исполнении.
chumanew
Dec. 28th, 2010 07:58 pm (UTC)
Одна из немногих, которые от концертного исполнения ничего не теряют, может быть даже выигрывают. А вот здорово бы было в концертном исполнении, да с такими декорациями, хотя бы с фотографиями их на экране! Я просто обалдела от этой красоты и изящества.
lika_k
Dec. 29th, 2010 05:08 pm (UTC)
Я всего видела три постановки (включая эту живую) и везде "актерская игра" только мешала, эту оперу нужно слушать, а не смотреть. Декорации впечатлили, но удовольствие не получила, может быть, в этом виновато мое изначально паршивое настроение.
chumanew
Dec. 29th, 2010 08:14 pm (UTC)
Мне она нравится, я ее слушаю с удовольствием. У меня есть запись с Шолти на видео, правда Шолти не показывают, но все-таки. Могу выложить. Там Юдит такая стерва! Так и кажется, что она пришла, чтобы захапать богатства герцога, а грязь и кровь ее не волнуют. Герцог производит впечатление гораздо более благородного человека, чем Юдит. Кажется, он раскаивается в своих прошлых преступлениях, хочет искупить вину, и Юдит для него словно бы средство искупления, он собирается измениться с ней, но увидев и оценив ее отношение, он действует снова по прежней схеме.
lika_k
Dec. 30th, 2010 06:28 pm (UTC)
Я люблю слушать эту оперу, а не видеть.
Если Вы о фильме с Шолти, то он у меня есть. Мне хватило одного просмотра. Лучше слушать.
chumanew
Dec. 30th, 2010 07:21 pm (UTC)
А мне фильм понравился. Сразу изменилось отношение к герцогу, он потерял всю зловещесть и перестал быть роковым персонажем, я начала ему сочувствовать.
( 25 sententiae — sententiam dic! )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com