?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Oscar Wilde - "The Portrait Of Mr W. H."

Прочитала рассказ Уайльда, который раньше как-то ускользал от моего внимания. "The Portrait Of Mr W. H." Не буду уточнять, благодаря чему я его нашла – причина довольно таки бредовая. Только нужно отметить, что вышла на него из-за 20 и 53 сонетов Шекспира.

Некоторые авторы настолько увлекают своим текстом – его музыкальностью, красотой и очарованием, -  что я просто вчитываюсь не в смысл, а в слова, предложения, красивые обороты, остроты и иронию, желчную и добродушную насмешку. И совершенно упускаю смысл, вложенный в текст. И нужно вернуться обратно, перечитать все и попытаться сосредоточиться не на красоте. Так у меня бывает например с Уайльдом, Прустом, с прозой Рильке, с некоторыми произведениями Манна.

Сегодня читала Уаильда и просто не могла оторваться напимер вот от этого "It was a full-length portrait of a young man in late sixteenth-century costume, standing by a table, with his right hand resting on an open book.  He seemed about seventeen years of age, and was of quite extraordinary personal beauty, though evidently somewhat effeminate.  Indeed, had it not been for the dress and the closely cropped hair, one would have said that the face, with its dreamy wistful eyes, and its delicate scarlet lips, was the face of a girl.  In manner, and especially in the treatment of the hands, the picture reminded one of Francois Clouet's later work.  The black velvet doublet with its fantastically gilded points, and the peacock-blue background against which it showed up so pleasantly, and from which it gained such luminous value of colour, were quite in Clouet's style; and the two masks of Tragedy and Comedy that hung somewhat formally from the marble pedestal had that hard severity of touch – so different from the facile grace of the Italians – which even at the Court of France the great Flemish master never completely lost, and which in itself has always been a characteristic of the northern temper". А потом пошли цитаты из сонетов Шекспира и я опять отвлеклась…

Например:

"How can my Muse want subject to invent,
While thou dost breathe, that pour'st into my verse
Thine own sweet argument, too excellent
For every vulgar paper to rehearse?
O, give thyself the thanks, if aught in me
Worthy perusal stand against thy sight;
For who's so dumb that cannot write to thee,
When thou thyself dost give invention light?
Be thou the tenth Muse, ten times more in worth
Than those old nine which rhymers invocate;
And he that calls on thee, let him bring forth
Eternal numbers to outlive long date" (38)


В итоге чтение коротенького рассказа заняло в два раза больше требуемого времени. Но это того стоило.) 

 

Какая роскошь! Две любимые темы вместе - споры вокруг личности Шекспира и произведения Уайльда. Кто знает, когда бы я прочитала этот рассказ сама, без наводки. Хотя, как оказалось, наводка есть в "Улиссе" Джойса, но я совершенно не помню там ничего о рассказе Уайльда.( Причем, личность Шекспира у Уайльда  никак не оспаривается. Зато Лорд Пембрук и граф Саутгемптон, самые известные претенденты на личность W.H., сброшены со своих пьедесталов задолго до появления современных шекспироведов, вроде, прости господи, Ильи Гилилова... :) Хотя в теориях об этой личности недостатка никогда не было – ни до, ни после Уайльда. А сам Уайльд, оказывается, действительно верил в теорию, представленную в этом рассказе. По крайней мере, так утверждал небезызвестный Альфред Дуглас. Теория о существовании Вилла Хьюса возникла еще в 18 веке, когда некий Thomas Tyrwhitt в 20 сонете заметил игру слов "A man in hue, all Hues in his controlling" - в оригинальном издании слово Hues написано курсивом и с заглавной буквы. Сопоставив это с многочисленными и разнообразными появлениями в сонетах слова Will, и подчеркнув тот факт, что сонеты посвящены некоему W.H., Tyrwhitt пришел к мнению, что W.H. это William Hughes и счел его музыкантом. Не буду распрстраняться о дальнейшем развитии теории, не в этом суть. Главное рассказ Уайльда.

И вот, блистательным лордам, оспаривающим честь быть источником вдохновения шекспировских сонетов, противопоставляется безвестный мальчик, обладающий ангельской красотой, артистическим неумением переживать в реальной жизни те страсти, которые так убедительно изображаются им на сцене. Вероломный и эгоистичный, как подобает великому артисту, и от этого не менее любимый и восхваляемый. Именно безвестный Вилли Хьюз исполняет Джульетту, Дездемону, Офелию и Розалинду, именно его автор сонетов спрашивает:
What is your substance, whereof are you made,
That millions of strange shadows on you tend?
Since every one hath, every one, one shade,
And you, but one, can every shadow lend.(53)

И что же? Что мешает теории быть правдой? Откуда взялся портрет истинного мистера W.H.?.  Какое проклятие лежит на теории, которая способна вдохновить людей, заставить в безумном порыве искать в каждой строчке каждого из 154 сонетов доказательство своей правоты, поверить в правдивость своей догадки и в итоге истощить все душевные силы,  всю юношескую веру, стать или мертвецом, или неверующим? И в конце концов, когда исчезает вера, остается портрет прекрасного юноши, портрет, на который смотрят и со вздохом сожалеют об утраченной вере в теорию истинного мистера W.H. Портрет пробуждает лишь желание все же поверить в красивую, идеальную историю источника вдохновения Шекспира. Когда нет веры в теорию, портрет в непосвященных будит лишь желание разгадать имя и стиль художника – Клуэ или Уври

.

Прочитать: http://www.kingkong.demon.co.uk/gsr/portmrwh.htm/

Сейчас воображение преследует портрет прекрасного юноши в стиле Клуэ - хоть отца, хоть сына. Но вспоминаются в первую очередь портреты разных дам, представительниц франузского королевского двора и королевской семьи. И юноша воображается в их стиле.
 

Жан Клуэ

Jean Clouet - ca 1485-1541_2 - Portrait of a lady



 

Jean Clouet Portrait of a Young Girl, ca. 1520

 

Jean Clouet, Portrait of Madeline of France, 3rd Daughter of Francois I & Claude of France, ca 1522


Франсуа Клуэ

Attributed to François Clouet Portrait of Woman

Elisabeth of Austria by François Clouet (1570)
 
..
.

Comments

( 22 sententiae — sententiam dic! )
maultasch_a
Jul. 1st, 2011 09:40 am (UTC)
как интересно! спасибо!
lika_k
Jul. 1st, 2011 10:59 am (UTC)
Пожалуйста.
maultasch_a
Jul. 3rd, 2011 07:11 pm (UTC)
я прочитала и мне очень понравилось.

а еще интересно как искусство рождает само себя в других формах.
причем, скорее всего из ничего.
по сути даже если У.Х. не существовал, он как реальный человек и не сильно нужен. достаточно фантазии одного романтика и за ним потянутся другие романтики.

про рассказ хочу еще обсудить с френдом, который сильно увлекается фальшивками.) тут совершенно лиричный повод для изготовления и использования фальшивки, и заодно она, картина, как бы оживает.
lika_k
Jul. 4th, 2011 05:50 am (UTC)
Рада, что тебе понравилось.
"причем, скорее всего из ничего"
Как из ничего, сонеты ведь существуют. И неважно, существовал ли В.Х.
А Уайльд ставил искусство выше реальной жизни, считая, что не оно подражает жизни, а жизнь подражает искусству.
"Картина как бы оживает"
Это же любимая тема Уайльда, взять хотя бы "Портрет Дориана Грея" - как переплетаются судбы картины и живого человека.
(Deleted comment)
lika_k
Jul. 1st, 2011 11:10 am (UTC)
Да, Чаттертона правда напоминает. Он ведь еще упоминается в начале рассказа. И картина моя любимая, видела и другие, но Уоллес самый удивительный.

Но язык не поворачивается назвать его смерть напрасной.
Да, именно. И ведь он, сам того не подозревая вложил всю свою иллюзию именно в то, что ему казалось как раз второстепенным. Картина совершенно случайно обрела то, чего у Сирилла было вдоволь и то, чем он заражал других. И вера эта оказалась уделом молодых и готовых верить без доказательств. А чтобы остаться молодым, нужно умереть молодым. Как у Уайльда возвращается тема вложенной в картину жизни...
И для того, чтобы верить в Вилли Хьюза, не нужно ничего писать, нужно просто читать сонеты.
(Deleted comment)
lika_k
Jul. 1st, 2011 11:42 am (UTC)
В широком смысле именно в красоту, но вот портрет, он ведь ему казался не существенным. А в итоге все свое он вложил в портрет.
"В этом смысле, Вилли Хьюз реален и бессмертен. А Сирил остался вечно юным и его жизнь как будто перешла в картину."
Да, именно. Потому и говорю, что он все вложил в картину, хоть и казалось, что ничего подобного не собирался делать. И именно потому Хьюз в этом смысле реален и бессмертен и именно потому он заставляет и других проникаться верой.
Мне еще интересн аспект художника, хоть он и не очень показан в рассказе. Как он рисовал картину? Ведь вдохновил же его каким-то образом Сирил. Написанный без вдохновения, портрет не производил бы такое впечатление. И кажется мне в глубине души, что Мертон изображал самого Сирила, пусть и без явного внешнего сходства. Единственное сходство ведь подчеркнутая женственная красота.
kriemhild_2
Jul. 1st, 2011 03:17 pm (UTC)
Такие портреты - моя грустная безнадёжная любовь ещё с того времени, когда я не умела говорить :) (правда!). Но портрета У.Х. я бы предпочла не видеть, пусть остаётся тайной. Мне очень нравится высказывание Питера Брука: что Шекспир не случайно "анонимный" автор, о нём и не должен никто ничего знать, мы должны ощущать его слова не словами, которые писал гусиным пером такой-то и такой-то человек, а теми словами, которые действительно произносил именно такой человек, каким был Лир. Как-то так.
Да и столько спекуляций вокруг адресатов сонетов.. :(
lika_k
Jul. 2nd, 2011 04:37 am (UTC)
Не хотели бы видеть портрет именно того В.Х., который описан у Уайльда или вообще увидеть портрет В.Х.?
Насчет самого Шекспира я согласна и даже больше, уверена, что никто никогда не сможет создать убедительную теорию о том, кем был Шекспир или же В.Х. Но у Уайльда речь не об этом, естественно.

Спекуляций много и насчет самого Шекспира, но мне нравится читать об этом. Во-первых, это смахивает на исторический детектив с филолгическими уклонами. Во-вторых, узнается много интересного об эпохе, до чего я сама вряд ли дошла бы т.к. эпоха, при всей моей любви к ней, далеко от моей. А любимые портреты Пембруков, Ренеделлов и других, кто не является творцом, как сам Шекспир, Марло, Сидни и т.д., просто оживают на глазах.
kriemhild_2
Jul. 2nd, 2011 07:17 pm (UTC)
"Не хотели бы видеть портрет именно того В.Х., который описан у Уайльда или вообще увидеть портрет В.Х.?"

Портрет В.Х. вообще. Если он вообще был ;)


"Спекуляций много и насчет самого Шекспира, но мне нравится читать об этом. Во-первых, это смахивает на исторический детектив с филолгическими уклонами."

О! Как я вас понимаю! У меня, правда, к этому примешивается изрядная доля злорадства, когда я вижу червоточины в доказательствах антистрафордианцев... Не говоря уж о том, что это был всё-таки Уильям Шекспир. Хотя мы о нём почти ничего и не знаем :):):) Обратного пока ещё никто не доказал.
Хотя мне как кандидат в Шекспиры ужасно нравится Роберт Сесил, граф Солсбэри. Я даже немного домыслила ту версию, обрывки которой мне встретились. Могла бы написать бестселлер, наверное :)
Кстати, его портрет тоже прекрасен - живее всех живых.
lika_k
Jul. 4th, 2011 05:45 am (UTC)
В случае рассказа Уайльда мне кажется, что вообще не имеет значения, существовал ли портрет именно В.Х. :)

Меня, честно говоря, не убеждают ни те, ни другие, а так, особенно злорадствую, когда читаю, как антистрафордианцы критикуют друг друга, а потом сами делают еще более чудовищные предположения и выводы.
Меня Сесил как-то никогда не убеждал в качестве кандидата в Шекспира, интересно было бы почитать. :)
С Сесилом мне очень нравится двойной портрет отца и сына кисти неизвестного художника.
kriemhild_2
Jul. 4th, 2011 09:42 pm (UTC)
Мне с самого начала вся эта свистопляска казалась глупой - никакой граф Ратленд не мог так хорошо знать театр. Не говоря уж о том, что родись человек с гением Шекспира в другой среде, может, он вообще не стал бы писать пьес? Он оставил бы нам сонеты, поэмы, мало ли что ещё...
Сесил мне нравится чисто по-человечески - как кандидат в Шекспиры на самом деле, по-моему, не убедителен вообще никто, у Сесила хотя бы годы жизни чудесно подходят.
Двойной портрет! А я его и не видела! Он висит где-нибудь в сети? (А портрет одного Сесила висит у меня на стене дома :))
lika_k
Jul. 5th, 2011 06:28 pm (UTC)
К графу Ратленду вообще уже не могу относиться серьезно после книги Гилилова - сразу на смех пробивает.) Впрочем, теория о Шекспире-Марло, который был внебрачным сыном Элизаветы и который зашифровал свою историю в "Гамлете", тоже доводит до слез сквозь смех.:)
Да, у Сесила хотя бы годы жизни совпадают, в отличие от Марло, который ожил после смерти и был Джеймсом Бондом своего времени. :)

А вот портрет. Я сама тоже где-то в сети брала.
43.11 КБ

Ого! Вот эта любовь! :)
kriemhild_2
Jul. 6th, 2011 09:51 am (UTC)
Ой да, книга Гилилова - нечто совершенно чудесное! У меня, правда, хуже с чувством юмора - я начинаю злиться... Особенно удивительным "антистрафордианским" впечатлением для меня была моя преподавательница русского и литературы - махровая традиционалистка, педантичная, строгая, которая очень любит доказывать нам преимущества советского строя перед нынешним. Так вот, как-то я отвлекала её от темы урока :), спрашивая про знаменитый вопрос авторства Шолохова, ну, и вспомянула аналогичную историю с Шекспиром. И вот она - она-то! которая, кстати, только что защищала Шолохова - говорит мне: "А про Шекспира давно известно, что это граф Ратленд написал". И сообщил мне, что уже и рукописи Шекспира нашли, с то ли логотипчиком, то ли водным знаком в виде Георгия, поражающего копьём дракона (какое отношение Георгий имеет к Роджеру, я так и не поняла, очевидно, главное, чтоб было копьё). Горячая дискуссия закончилась почти скандалом.
А, ну и, конечно, супруга Ратленда и вся её родня тоже писали пьесы Шекспира. Он - трагедии, она - комедии :):):)
Кстати, Сесил, насколько знаю, в самом деле пьесы писал. Какие-то комедии в придворном вкусе. Я вообще его очень люблю, особенно после того, как писала книжку про шекспировский вопрос %)
Чудесный портрет, спасибо! Мне, правда, показалось, что отца с сыном соотнесли вместе - искусственно, что ли? Может, уже после смерти Уильяма Сесила...
С которого, как говорят, списан Полоний. :D Потому что он Роберту Сесилу давал советы, похожие на те, что Полоний Лаэрту давал... Меня это очень тронуло, правда. :)
lika_k
Jul. 10th, 2011 02:28 pm (UTC)
Да, позабавили Вы меня Вашей преподавательницей.:) (извиняюсь за поздний ответ) Но Ваша преподавательница по крайней мере не шекспиролог и даже если почему-то уверена, что Георгий на английском языке звучит как Роджер, это не так страшно, как шекспиролог, который умудрился вычитать у Бена Джонсона про мужчину с изящными ногами... О_о. И этот человек утверждает, что он знает английский язык и люди его "теории" даже верят. :)

Портрет действительно может быть соотнесли уже после смерти Уильяма Сесила, но мне все равно очень нравится, есть в нем что-то очень привлекательное.:) Про Полония знаю и это в какой-то мере меня забавляет. :)
А что за книжка? :)
kriemhild_2
Jul. 10th, 2011 07:09 pm (UTC)
Нет, Георгий - он только потому что копьё. С этой точки зрения оно кажетя сщей ерундой по сравению с изящными ногами :D Наша преподавателиа вообще очень интересная женщина :):):)
Про полония - я так и знала что вы знаете :), но привычка всё подробно пересказывать в своёудовольствие...
Книжка - моя, художестеная такая ерунда, написанная непосредственно перед фанфиком по "Тоске"... ;) Уже поэтому мне она теперь не очень нравится, но вообще я очень повеслилась тогда, пытаясь написать роман-пьесу :) про Сесила, Эссекса, Шекспира и вообще.
lika_k
Jul. 11th, 2011 03:02 pm (UTC)
Что ж, видимо, копье ее очень вдохновило. Кого-то вдохновляют так называемые единороги, кого-то копье.:)))

У меня тоже есть привычка все пересказывать, так что ничего страшного.:)
А по Шекспиру у вас весит в дневнике? Сейчас пойду смотреть, интересно ведь.:) Иной раз некоторые ярые попытки доказать, что Кристофер Марло был Шекспиром, веселят практически так же, как сами комедии Шекспира. В одной теории меня добило утверждение, что Брут был сыном Цезаря и убил своего отца. Отсюда каким-то образом следовало, что кажется, Горацио был Гамлетом и убил своего отца... Античник во мне плакал горькими слезами, а остальное мое Я истерически смеялось.:))
kriemhild_2
Jul. 11th, 2011 04:06 pm (UTC)
Горацио был не Гамлетом, а тайным врагом Гамлета, а, значит, Робертом Сесилом, потому что Гамлет, соответственно,- граф Эссекс :D И так далее... :):):)

Нет, Шекспир у меня не висит, но, если хотите, я могу повесить, когда закончится свистопляска с поступлением и когда я сображу, как укладывать текст под кат :)
lika_k
Jul. 12th, 2011 05:41 am (UTC)
А ну да, я уже забыла. Там же вдруг этих Гамлетов оказалось аж четыре штуки.:)

Да, уже увидела, что не висит. Я буду очень благодарна, если повесите. С катом я сама тоже долго путалась, но потом мне дали ссылку на такой полезный сайт и все наладилось http://htmlka.com/ :)
Ну и кончено же удачи с поступлением. :)
kriemhild_2
Jul. 12th, 2011 09:50 am (UTC)
Гамлет какая-то самая запутанная пьеса, а ещё больше путает, я считаю, то, что все критики и исследователи в главгерое видят персонификацию автора. И накручивают соответственно...

Ой, какой сайт хороший! Спасибо!
Книжка была названа "Шуты Шекспировой судьбы" (по цитате из Венецианского, по-моему, купца), но все, естественно, говорят "шудьбы" :D:D:D. Буду вешать :)

lika_k
Jul. 13th, 2011 10:35 am (UTC)
Да уж, это какая-то мания - видеть во всем закодированную автобиографию...

Спасибо заранее. :)
( 22 sententiae — sententiam dic! )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com