?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Прочитав Мисиму ("Золотой храм"), пройти мимо изображений Кинкакудзи просто невозможно.

Ray Morimura - Kinkaku-ji In Snow

Присыпанный снегом Золотой Храм был невыразимо прекрасен. Открытый ветрам, он стоял в пленительной наготе: внутрь свободно задувало снег, жались друг к другу стройные колонны.
Почему не заикается снег? – подумал я. Иногда, ложась на ветви аралии и осыпаясь затем вниз, он действительно словно начинал заикаться. Снег окутывал меня облаком, плавно скользя с небес, и я забыл о душевных своих изъянах, сердце мое забилось в чистом и ровном ритме, как если бы меня обволакивала чудесная музыка.
Из-за снегопада трехмерный Кинкакудзи утратил объемность, в нем больше не ощущалось вызова окружающему миру, Храм стал плоским, превратился в свое собственное изображение. Обнаженные ветви деревьев на лесистых склонах почти не задерживали снег, и лес казался еще более голым. Лишь на хвое растущих кое-где сосен лежали роскошные белые шапки. На льду пруда намело сугробы, но почему-то не везде, а только местами – большие белые пятна, разбросанные по поверхности, напоминали облака с декоративного панно. Среди сугробов затерялись островок Авадзи и скала Кюсанхаккай, и их молодые сосны, казалось, каким-то чудом пробились сквозь лед и наст заснеженной равнины.
Лишь крыши верхнего и среднего ярусов Храма – Вершины Прекрасного и Грота Прибоя – да еще маленькая кровля Рыбачьего павильона отливали белизной, стены же, сложные переплетения досок на фоне снега, казались черными. Мне доподлинно было известно, что в Храме никто не живет, но очарование этих черных стен было столь велико, что я усомнился: а вдруг все-таки живет? Так мы, разглядывая картину на шелке художника китайской Южной школы, где изображен какой-нибудь замок в горах, придвигаемся поближе, пытаясь угадать, кто скрывается за его стенами. Но если бы я захотел приблизиться к этому Храму, мое лицо уперлось бы в холодный шелк снега.

Лишь крыши верхнего и среднего ярусов Храма – Вершины Прекрасного и Грота Прибоя – да еще маленькая кровля Рыбачьего павильона отливали белизной, стены же, сложные переплетения досок на фоне снега, казались черными. Мне доподлинно было известно, что в Храме никто не живет, но очарование этих черных стен было столь велико, что я усомнился: а вдруг все-таки живет? Так мы, разглядывая картину на шелке художника китайской Южной школы, где изображен какой-нибудь замок в горах, придвигаемся поближе, пытаясь угадать, кто скрывается за его стенами. Но если бы я захотел приблизиться к этому Храму, мое лицо уперлось бы в холодный шелк снега.
Двери Вершины Прекрасного, обращенные к заснеженным небесам, были и сегодня настежь. Я представил, как снежинки пролетают через узкое пространство покоев, ударяются о дряхлую позолоту стен и застывают узорами золотистой изморози.

Юкио Мисима, "Золотой храм", глава 3. Пер. Гр. Чхартишвили

Comments

( 12 sententiae — sententiam dic! )
piotr_sakharov
Aug. 3rd, 2012 08:50 pm (UTC)
Похоже, Вас так летняя жара достала, что все три поста у Вас нынче сугубо (точнее - трегубо) зимние.
lika_k
Aug. 4th, 2012 12:30 pm (UTC)
Действительно, я и не заметила. :) Но зиму люблю даже когда летняя жара не достает. :)
pinch_of_m
Aug. 3rd, 2012 10:08 pm (UTC)
Красота, особенно цитата.
lika_k
Aug. 4th, 2012 12:31 pm (UTC)
Ну да, Мисима же. Его описания запоминаются лучше любой картины.
alhademte
Aug. 9th, 2012 07:43 pm (UTC)
Вот тут должен быть полнейший фэйспалм...
когда я в первый раз читала это описание Золотого храма, мне представлялось что-то необыкновенное. И когда год или два спустя мне попались фотографии этого храма, меня постигло жуткое разочарование. Потом, еще много лет спустя, я нашла другую фотку и она у меня стояла на рабочем столе, и все равно я не могла поверить, что это Золотой храм. Может быть в реальности он прекрасен. Не знаю.
А эта картина мне нравится.Тут лес как будто нагроможден над кровлей и храм его держит.
lika_k
Aug. 9th, 2012 08:01 pm (UTC)
А мне он изначально не представлялся прекрасным. Во-первых, изображения храма видела до романа. А во-вторых, так ведь и у Мисимы так подробно описано разочарование от внешнего вида храма. Мне это описание помогло увидеть то, что описывается дальше, даже вот эта подчеркнутая незыблемость (в противоположность настоящему храму, который выглядит так, будто развалится при сильном ветре).
Там еще есть такое же изображение Гинкакудзи, серебрянного храма. Я не стала его постить, потому что к цитате он не имеет никакого отношения.

На картине мне еще нравится отражение в воде - тоже напоминает описание у Мисимы и противопоставление настоящего храма и впечатления, им производимого, с отражением в воде. А еще лес тут создает эффект той незыблемости и постоянства, которые подчеркиваются у Мисимы.

Мне вообще особенно запало в душу сравнение эфемерной красоты и гармонии, которые заключены в музыке, например, и постоянства Прекрасного. Попыталась собрать впечатления воедино и записать их, но инфомации оказалось слишком много, надо еще раз перечитать книгу, чтобы разобраться. Ну и начала другие книги читать, но постоянно отвлекаюсь на что-то и из-за этого читаю очень медленно.
alhademte
Aug. 9th, 2012 08:15 pm (UTC)
Поскольку я когда читала, еще не видела изображений, наверное именно поэтому был шок. Ведь настоящего храма я не видела, а прекрасный образ храма и в романе возник как фантазия на тему удачного изображения.Поэтому мне и было тогда не совсем понятно разочарование - ведь в реальности произведение искусства обычно гораздо красивее чем на фото или на открытках. Так что я списала это на художественный образ и прониклась самой идеей, которая тогда мне показалась правильной в широком смысле - мечта о чем-либо куда прекраснее, чем оказывается ее воплощение, потому что ни одна мечта не может воплотиться один к одному.

Так что тебе в какой-то степени было проще) а у меня был в какой-то мере чистый лист - прекрасное описание Мисимы и совершенно разочаровывающие изображения, в общем, на те же грабли)

Отражение мне тоже понравилось. Тут как будто не особенно и заметно, что это отражение, там как будто еще один храм в зазеркалье. Луна в воде, которую невозможно поймать.

Мне тоже надо это наконец перечитать. За ""Храм на рассвете" и "Падение ангела" браться пока не готова, слишком уж они мрачные.
Страшновато перечитывать - потому что есть риск словить ангсты черт знает какой давности.
lika_k
Aug. 9th, 2012 08:59 pm (UTC)
Интересно, как бы я отнеслась к виду настоящего храма, если бы увидела его уже после протения романа. И к разочарованию, описанному в нем. Тут еще дело в том, что у меня описываемая "воображаемая красота" переплелась с Прустом и его описаниями восприятия реального и воображаемого или того, к чему стремишься.
А мечта в таком случае скорее заключалась не в самом храме, а в прекрасном, которое олицетворял храм. И в необходимости знания, что эта красота существует в том или ином виде. В этом случае вполне даже логично, что сам храм не отличался какой-то сверхествественно красотой.
И тут еще отдельная интереснпя тема - почему и каким образом отец воспринимал Золотой храм самым прекрасным в мире.

Да, отражение такое, что на первый взгляд храм кажется не трехярусным, а шестиярусным и создает эффект непрырывности.

Ангст у меня случился скорее светлый, за исключением описания смерти Цурукава.
А больше всего поразило, что гг остался в живых, хотя исходя из последних глав это даже было логично, но я почему-то с самого начала прониклась мыслью, что он должен погибнуть.
alhademte
Aug. 10th, 2012 12:53 pm (UTC)
>>>И в необходимости знания, что эта красота существует в том или ином виде. В этом случае вполне даже логично, что сам храм не отличался какой-то сверхествественно красотой.

Мне все-таки кажется, что главные герой связывает воображаемый Храм и с реальным, а не только воспринимает его как символ - иначе бы он его не сжег.
Я взялась перечитывать, легко идет пока. Ангсты немного по другому поводу - потому что главный герой решил уничтожить то, что не им было построено, а мне при первом прочтении эта его идея понравилась *здесь должен быть фэйпалм*. Впрочем она мне и до сих пор нравится, хотя я понимаю, что это плохо)

>>>И тут еще отдельная интереснпя тема - почему и каким образом отец воспринимал Золотой храм самым прекрасным в мире.
Вот это -да. Ведь отец и заронил ему в душу эту мечту о прекрасном. Там коан про кошку прекрасно описывает ситуацию. Когда ученик красивую кошку убил, а настоятель поставил сандалию на голову и удалился.

Мне тоже казалось, что он должен умереть. Хотя он сделал что хотел и конец вполне логичен.

По "Золотому храму" есть старый фильм, довольно неплохой, хотя и весьма своеобразный. Как бы взгляд со стороны - там Мидзогути представляется эгоистичным подростком который таким странным образом прорабатывает свои комплексы, а эстетическая концепция Мисимы вообще проходит мимо зрителя. Поэтому рекомендовать не буду. Фильм в целом довольно позитивный, и это скорее полемика с Мисимой, чем экранизация.
lika_k
Aug. 15th, 2012 11:03 am (UTC)
"Мне все-таки кажется, что главные герой связывает воображаемый Храм и с реальным, а не только воспринимает его как символ - иначе бы он его не сжег."
Видимо, я неясно выразилась. Знаешь притчу о том, как мудрец увидел внутреннюю сущность, истинную красоту в лошади? Мидзогути смог увидеть эту непоколебимую красоту. Здесь примечательно то, что дальше, после того как он это увидел и написал отцу письмо, он больше никогда не сравнивает воображаемый храм и реальный, он потом описывает уже настоящий храм в истинной его сущности, говорит и о физической, реальной красоте - как в цитируемом в посте отрывке.

"Ангсты немного по другому поводу - потому что главный герой решил уничтожить то, что не им было построено, а мне при первом прочтении эта его идея понравилась *здесь должен быть фэйпалм*. Впрочем она мне и до сих пор нравится, хотя я понимаю, что это плохо)"
Не совсем поняла. Тебя ангстит то, что он уничтожает красотц, которую создал не он, или то, что тебе это нравится?

Мне отцовская позиция очень интересна. Он ведь не говорил, что ему Кинкакудзи о счастливом периоде жизни напоминает и потому он считает его самым прекрасным, что есть в мире. Он совершенно всерьез так считает и интересно, почему. Там даются два толкования этого коана и они оба очень характерно описывают отношение к красоте.

Может потом как-нибудь посмотрю фильм.
alhademte
Aug. 17th, 2012 09:33 am (UTC)
Притчу не знаю)
А с его отношением к Храму я уже совсем запуталась. С одной стороны, он перестал сравнивать Храм настоящий и воображаемый, с другой - его поступок в конце говорит об обратном.
Но мне надо для начала дочитать, чтобы освежить впечатления, и я тогда попробую хоть какой-то отзыв написать. А пока я споткнулась об эпизод где они с Касиваги женщин кадрили.

>>Тебя ангстит то, что он уничтожает красотц, которую создал не он, или то, что тебе это нравится?

И то, и другое.

С отцом - что-то интересное в подтекст запрятано. Может быть с верой связано, или с прошлым, я не знаю. Или он тоже увидел эту внутренню суть Храма. Тарканов как у Мидзогути у него наверняка не было.
Про коан с кошкой - мне понравилось, как ученик сандалию на голову поставил. Этакий четверократный фэйспалм. Ну отдали бы котенка кому-нибудь, зачем убивать-то было(
lika_k
Aug. 17th, 2012 10:23 am (UTC)
Это даосская легенда, я на нее во многих местах натыкалась в разных варияциях, но четко запомнилась та, которую Сэлинджер передает в своем рассказе "Выше стропила, плотники":
""Князь Му. повелитель Цзинь, сказал Бо Лэ: "Ты обременен годами.
Может ли кто-нибудь и твоей семьи служить мне и выбирать лошадей вместо тебя? " Бо Лэ отвечал: "Хорошую лошадь можно узнать по ее виду и движениям. Но несравненный скакун - тот, что не касается праха и не оставляет следа, - это нечто таинственное и неуловимое неосязаемое, как утренний туман. Таланты моих сыновей не достигают высшей ступени: они могут отличить хорошую лошадь, посмотрев на нее, но узнать несравненного скакуна они не могут. Однако есть у меня друг, по имени Цзю Фангао, торговец хворостом и овощами, - он не хуже меня знает толк в лошадях. Призови его к себе".
Князь так и сделал. Вскоре он послал Цзю Фангао на поиски коня.
Спустя три месяца тот вернулся и доложил, что лошадь найдена. "Она теперь в Шаю", - добавил он. "А какая это лошадь? " - спросил князь. "Гнедая кобыла", - был ответ. Но когда послали за лошадью, оказалось, что черный, как ворон, жеребец.
Князь в неудовольствии вызвал к себе Бо Лэ.
- Друг твой, которому я поручил найти коня, совсем осрамился. Он не в
силах отличить жеребца от кобылы! Что он понимает в лошадях, если даже масть назвать не сумел?
Бо Лэ вздохнул с глубоким облегчением:
- Неужели он и вправду достиг этого? - воскликнул он. - Тогда он
стоит десяти тысяч таких, как я. Я не осмелюсь сравнить себя с ним, Ибо Гао проникает в строение духа. Постигая сущность, он забывает несущественные черты; прозревая внутренние достоинства, он теряет представление о внешнем. Он умеет видеть то, что нужно видеть, и не замечать ненужного. Он смотрит туда, куда следует смотреть, и пренебрегает тем, что смотреть не стоит. Мудрость Гао столь велика, что он мог бы судить и о более важных вещах, чем достоинства лошадей.
И когда привели коня, оказалось, что он поистине не имеет себе
равных"."

С красотой, созданной чужой рукой, еще одна проблема в том, что временами кажется, что он не воспринимал храм как нечто, созданное, человеческой рукой. То есть, время от времени, храм даже не является символом незыблемой красоты. Меня особенно зацепили рассуждения и сравнения красоты храма и музыки. А эпизод, где Касиваги играет под луной в храме, вообще заангстил... В начале рассуждения о гармонии и музыки мне казались очень похожими с моими личными ощущениями и моим отношением к красоте как к абсолютному понятию (хотя у меня все-таки нет четкой концепции, на нее всегда что-то новое наслаивается), но потом все перевернулось раза три...
Мне не кажется, что он перестал воспринимать реальный храм из-за воображаемого, по-моему, он его очень даже воспринимал, иначе почему он мог часами смотреть на реальный храм? Ведь его отношение было заметно и окружающим. Я тоже хочу еще раз перечитать, чтобы больше углубиться в детали, уже зная сюжет. В том числе внимательно прочесть об отце. А таких тараканов у отца точно не было. Хотя очень примечательно, что перед смертю он и сам поехал увидеть храм, и сына туда забрал. И вообще, этим путешествием он практически убил себя. По-моему, там что-то другое, а не просто вера или прошлое, это было бы слишком просто.

"Ну отдали бы котенка кому-нибудь, зачем убивать-то было"
По-моему, как раз отдать кому-нибудь не могли.
( 12 sententiae — sententiam dic! )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com