?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дочитала сегодня трилогию Юхана Боргена о Вилфреде Сагене. Это действительно литературный шедевр. Эта трилогия не о жизни одного конкретного Вилфреда, все намного страшнее и прекраснее, речь вообще о человеке, о людях, о Норвегии и мире. О 20 веке со всеми его безднами и возвышениями, светлыми и темными источниками.

Можно ли сотворить Отрицание? Бьющая в глаза легкость во всем, опознавательный знак Вилфреда - в отличие от привычного образа Кюнстлера, в муках рождающего свои произведения. Не могу отделаться от мысли о Ван Гоге, который за один день мог нарисовать шедевр, но при этом все его произведения носят след высочайшей муки и страсти, возвышающей человека до небес. А что делает искусство Вилфреда? Без этой легкости невозможно представить Вилфреда Сагена. Не случайно он испугался произведений Моцарта - легко понять, почему именно этот всеобъемлющий гений, в нашем сознании неразрывно связанный с образом вундеркинда и с кажущейся легкостью процесса творения, неразрывно связанный с образом своего отца, стал непереносим для Вилфреда. И эпизод с мальчиком-акробатом, с упорным трудом осваивающем свое искусство, очень показателен - для Вилфреда такой вид труда страшен и неприемлем. А ведь он, при всей его легкости, с раннего детства был способен прикладывать огромные усилия для достижения целей, для избавления от своих страхов. Делали его эти страхи человеком? Его гримасы за спиной других и в одиночестве, его двойственность, его окончательная непринадлежность к какой-либо стороне - как раз в этом можно увидеть и образ человека, в котором есть место и светлым, и темным источникам. Есть место и человеку, и волку, и Дионису, и Аполлону - гипертрофированный образ человека с его многогранностью, образ человека 20 века, образ, доведенный до не-человечества. Вилфред гримасничает, в одиночестве двигаясь - словно трикстер - по дорогам, в том числе по жизненной дороге. Его жизнь - символ 20 века, символ мучительного процесса понимания, что конечной цели, конечной истины не найти, как и не найти одного истинного "Я"; понимания, что человек таит в себе вечное неизвестное (не зря ведь в романе появляется тот самый "модный врач из Вены").

Одним из главных рефренов всей трилогии проходит известная цитата из Лоуренса "Я - это я. Душа моя - темный лес. Диковинные божества выходят из этого леса в световой круг призанного моего "я", - выходят, чтобы вновь скрыться в лесу. У меня достанет мужества смотреть, как они появляются и исчезают. И я никогда не позволю человечности возобладать надо мной" (в оригинале и целиком: "This is what I believe: That I am I. That my soul is a dark forest. That my known self will never be more than a little clearing in the forest. That gods, strange gods, come forth from the forest into the clearing of my known self, and then go back. That I must have the courage to let them come and go. That I will never let mankind put anything over me, but that I will try always to recognize and submit to the gods in me and the gods in other men and women. There is my creed"). Как прекрасно перекликаются с цитатой на самых разных уровнях ее восприятия те же сцены с описанием страхов пятилетнего Вилфреда, его саморазрушительная и двойственная неготовность одновременно не соответствовать и соответствовать чужим и общим ценностям. И кажется, что не просто жизнь Вилфреда проходит под образом этой цитаты, он не просто пытается сам для себя - и только для себя - найти и носить лицо своего я. Кажется, что в отношении к другим он сам и есть это "диковинное божество" - недаром у него внешность ангела, падшего ангела (а слова женщины на шведской границе? - "И одна из старух в восторге прощебетала: – Он был прекрасен, будто ангел господень!"); недаром у него сверхчеловеческие способности и неприятие, граничащее с физической невозможностью, общечеловеской морали и этики, общечеловеческой ценностей (в его роли мне на протяжении всех трех томов помимо моей воли упорно рисовался Рутгер Хауэр - несмотря на несоотвествие в росте, и несмотря на то, что я терпеть не могу представлять литературных героев в виде киноактеров или каких-то людей, скорее уж часто задним числом обнаруживаю их нарисованными на каких-нибудь известных и не известных картинах).

Адриана Леверкюна, Ставрогина, Нагеля упоминают в рецензиях многие. . Я бы добавила из более чем очевидных литературных аллюзий, помимо понятного с самого заглавия "Маленького Лорда Фаунтлероя", Дориана Грея, Жюльена Сореля, Каина, Гамлета, который, к тому же, неоднократно упоминается в тексте; а образ отца, его тень - в том числе в виде запаха сигаретного дыма и сильных рук, его смерть (опять же, привет тому самому врачу из Вены, который, возможно, смог бы хоть частично помочь Вилфреду) несут огромный символический и сюжетный пласт.
Трудно не вспомнить об Адриане Леверкюне в математическом начале искусства Вилфреда, в пассажах о контрапункте, в мертвом (?) вдохновении.
Как не помнить о героях Гамсуна, если он сам играет неоднозначную роль в книге, если Поэт самолично появляется на страницах романов, а его "Пан" служит Библией для героев трилогии? Да и трудно не вспомнить в третьем томе о роли Гамсуна во время Второй Мировой войны.
А Дориан Грей. Временами Вилфред напоминает его портрет, или кривое зеркало, в котором попеременно то искажаются, то исправляются лица всех, кто к нему приближается. Вилфред и Мориц с его теориями, что форма отображает сущность, а Вилфред, уничтожив первую, уничтожил и вторую.
И Каин. И не только из-за символического братоубийства, не только из-за отношений между Вилфредом и Морицем.

И как бы ни хотелось, не получается писать еще о многом другом, что есть в трилогии; о других героях, о той же Мириам. Или о прекрасном литературном языке Боргена, о многих потрясающих образах и символах. Кстати, о символах и о Каине. Образ стеклянного яйца постоянно и в самых разнообразных ракурсах возвращал меня в том числе к Гессе и его "Демиану", так что и образ Каина в связи с этим яйцом и Гессе не мог не возникнуть в моем воображении.

З.Ы. Какая дурацкая аннотация у книги.

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com