?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Несмотря на единодушные мнения о том, что 7-ая симфония самая оптимистическая из симфоний Бетховена, несмотря на то, что Вагнер называл ее "апофеозом танца", мне ее знаменитая вторая часть всегда казалась целиком посвященной смерти, точнее единению со смертью. В ней нет ни намека на борьбу, в ней есть принятие смерти, со спокойствием в начале, с некоторым лукавством в дальнейшем и временами прорывющейся торжественностью и опять со спокойствием в конце.
Главная тема как будто все время повторяет: "Ты принята и не нежеланна здесь и сейчас, я даже готов пуститься в пляс с тобой. Не волнуйся, я не буду бороться и увиливать, я принимаю тебя со светлой душой. Пусть другие танцуют и веселятся, пусть они отдаются жизни. Я отдаюсь тебе, пусть все увидят, как нужно уходить из жизни. Не из жизни-борьбы, не из жизни-мучения, не из жизни-страдания и горя, а из жизни-бала. Мы пустимя в танец, мы с тобой не чужды друг другу, мы не враги. Я не ухожу плача и стеная, я не ухожу, убегая от бедствий, я не ухожу потому что мне невмоготу или незачем жить. Я ухожу потому что так нужно. Я ухожу торжественно".
Наверное, именно под такую музыку я бы вообразила "угощения смерти" римских аристократов во время империи. Пусть их смерть и сильно отличалась от той, которую вижу в этой музыке. Отличалась во всем, кроме торжественности
.


Клемперер


К. Клайбер


Бернштайн



Хайтинк

Первый такт, исполняемый флейтами, гобоем, кларнетом, фаготом и валторной, на мой взгляд явное явление смерти (недаром его играют именно духовые) и каким разным это являние получается у каждого - трагическое и захватывающее дух у Клемперера, мягкое и печальное у Клайбера, печальное с трагическим налетом у Ленни, какое-то потустороннее и отчужденное у Хайтинка.

Comments

( 7 sententiae — sententiam dic! )
(Deleted comment)
lika_k
Jul. 31st, 2010 09:09 am (UTC)
Спасибо. Мне все видится такая обособленная встреча со смертью посреди постороннего шума, медленно переходящая в торжественное представление и все-таки завершающаяся спокойным, почти интимным растворением. Я еще очень люблю исполнение Клемперера. Вообще питаю слабость к этому дирижеру.
А насчет оптимизма, эта наклейка у этой симфонии появилась еще в 19 веке. Ее и хвалили за это и ругали. Но учитывая эту 2-ую часть, вся пресловутая жизнеутверждаемость воспринимается по-другому.
astoa
Jul. 31st, 2010 03:53 pm (UTC)
Да-да, мне тоже всегда Аллегретто ассоциировалось с темой смерти. Обратите еще внимание на его финал.... музыка как-то просто и не совсем логично обрывается в намечающемся мажоре.
lika_k
Jul. 31st, 2010 06:39 pm (UTC)
Да, обрывается нелогично, потому что наступает конец, как мне кажется. И каждый видит смерть по-своему в этой части. Но важно то, что ничего позитивного в том смысле, который обычно вкладывают в это слово, нет и в помине в этой части.
antongopko
Jul. 31st, 2010 10:40 pm (UTC)
Спасибо! Ничего более убедительного об этой, и впрямь странной, музыке я ещё не читал.

Она меня давно завораживала, но понимать, кажется, начинаю только теперь, благодаря Вам.
lika_k
Aug. 1st, 2010 04:52 am (UTC)
Спасибо за приятный отзыв, очень рада, что Вам понравилось. :)
maultasch_a
Aug. 1st, 2010 12:50 pm (UTC)
если коротко, то ты права конечно. смерть. бес сонений.
на подробное вникание в тему меня не зватает.
я тут в поисках куда девают известный диалог в лоэнгрине. нчего не нашла по теме зато кучу мимо тему.
lika_k
Aug. 1st, 2010 02:09 pm (UTC)
Ага, тебя тоже зацепило.
Напиши, если что интересное найдешь мимо темы.
( 7 sententiae — sententiam dic! )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com