?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я очень люблю картины Матисса и не слишком люблю Арагона-прозаика, так что когда случайно увидела аудиокнигу "Анри Матисс, роман", раздумывала разве что минуту, но все же раздумывала, хочу ли слушать эту книгу (в книжном виде она как-то не нашлась). Послушала пока что треть, решила сделать паузу. Если бы мне взбрело в голову советовать людям книги, эту я бы посоветовала читать/слушать главным образом поклонникам Луи Арагона, а не поклонникам Анри Матисса, потому что это книга - отчасти сведенный воедино и переработанный и переосмысленный сборник статей, размышлений и воспоминаний о Матиссе - об Арагоне. Не потому что он больше рассказывает о себе, а не о Матиссе и его картинах, этого всего там достаточно, а потому что я пока не смогла увидеть в этом ворохе слов, рассуждений, мыслей, цитат, нагромождении фактов и фантазий не только Матисса, но и ни одной его картины - даже когда картина описывается подробно. Пока мне совершенно непонятно это преклонение Арагона перед Матиссом - такое преклонение, что порой становится неудобно. Матисс - великий художник, но это мы знаем и без заверений Арагона, а объяснения, почему он так считает, я пока не очень вижу. Разве что особенно отчетливо запомнились разглогольствования по поводу "французскости" Матисса, но если учесть, что это вроде бы реакция на положение Франции в 40-х годах во время ВМВ, то ясности по поводу самого Матисса не слишком добавляется. К тому же, сам Арагон утверждает, что был одержим Матиссом задолго до 40-х. Почему? Мне вот хотелось бы понять это. Таким же неопознанным остается для меня на данный момент Матисс-человек глазами Арагона, опять же несмотря на все приведенные факты, его переписку с Арагоном и другими людьми и т.п. Образ художника и человека глазами Арагона у меня пока не складывается, зато образ самого Арагона - вполне.
При этом, в книге есть очень красивые отрывки, например, мысли и фантазии о Короле Рене или о поисках Фуле Петраркой. Они лиричны, хоть порой и излишне романтичны, безотносительно их связи с восприятием Арагоном Матисса, его творчества и его личности.
В общем, буду слушать дальше.

Не могу не вспомнить прочитанный два года назад "The Matisse Stories" Антонии Байатт - три рассказа "по мотивам" трех картин Матисса (а если брать в большом масштабе, то по мотивам всего творчества Матисса, но даже это будет сужением размаха этих трех коротеньких рассказов). Я тогда долго пыталась написать отзыв, но так и не сумела облечь свои мысли и эмоции в адекватную для чужих глаз форму и махнула рукой, для себя я достаточно четко все сформулировала (мое "четко" для других - нечто противоположное смыслу этого слова). Вот эти рассказы, на мой взгляд, как раз могут понравиться как поклонникам творчества Матисса, так и тем, кто с ним не знаком или не понимает его. Мне кажется, после этого сборника у большинства читателей должно появиться желание хоть чуть-чуть заинтересоваться картинами Матисса, а если рассказы прочитаны внимательно, то и картины покажутся не просто изображением каких-то предметов и людей в каких-то своих формах и в своих цветах. В этом смысле последний рассказ, "The Chinese Lobster", является не только ключом ко всему сборнику, но и неким толчком к умению видеть картины, вдумываться в них.
Так и не получается у меня говорить о "The Matisse Stories", Матисс и его картины, естественно, лишь часть его содержания и смысла, на самом деле там еще много чего.
И я вполне могу быть слишком оптимистичной в отношении понимания Байатт и пристрастной в отношении Арагона, но это всего лишь мой взгляд.

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com