?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Mahler

Сперва я хотела описать свои венские впечатления с первого по последний день и дополнить фотографиями. Но во-первых, у меня нет настроения идти по-порядку, во-вторых, по опыту знаю, я так никогда не дойду даже до середины. Поэтому, решила начать с того, что мне вспомнилось сегодня особо остро (не знаю причину). А это могила Малера. К слову, Малера в моих постах о Вене будет много, даже слишком много, потому что он был везде - на афишах, на выставках, в музеях, в моих мыслях. Несмотря на постоянное присутствие в окружающей среде Моцарта, мои мысли гораздо чаще крутились вокруг Малера.
Итак, могила Малера. На кладбище Гринцинг я ходила не одна а с Аней [info]maultasch_a и ее детьми, Марком и Катариной. Настроение на самом деле у нас у всех было совершенно не кладбищенское (и это хорошо). Мы были взбудоражены встречей, посещением кафе "Демель", где мне подсунули такое огромное мороженое, что я потеряла аппетит лишь от одного его вида, хоть он и выглядел просто роскошно, но это не в тему. Кроме того, по крайней мере Катарина, которой 4 года, явно не понимала куда мы собрались и пребывала в весьма оптимистичном настроении. Марк 9 лет, как я подозреваю, все понимал, такое лицо у него сделалось, когда он услышал о месте назначения. А еще это звучало одновременно и жутковато и забавно, когда мы на вопросы детей, куда мы собрались, отвечали "На кладбище!".
К счастью, Аня сообразила проверить дома месторасположение могилы (мне это естественно не пришло в голову), потому что я вот сейчас как раз прочла в сети воспоминания неизвестного мне американца, который 40 минут блуждал по всему кладбищу, пока нашел могилу Малера. А ведь она расположена не так уж и далеко от входа. В общем, мы все пришли на могилу. У меня рука не поднялась ее сфотографировать. Я вообще очень мало фотографировала, а уж на могилу Малера я пришла как на место поломничества и даже мысль о фотоаппарате казалась мне кощунством. Могила поражает своей простотой и пожалуй, неухоженностью. У нее нет даже могильного камня, что кажется особенно странным. У изголовья был ряд горшков со свежими цветами, что все-таки доказывает то что за могилой ухаживают, несмотря на ее заросший вид. Я все-таки, в качестве иллюстраций поискала в сети фотографию:

А это картина, которую я недавно уже показывала, картина кисти Арнольда Шенберга. К его изображениям Малера я позже еще вернусь, когда буду писать о выставке Малера.


Пожалуй, на этом фото она выглядит гораздо лучше, чем в жизни, в прошлую пятницу. Мне сразу же показалось, что могила двойная, хоть на ней и написано лишь имя Густава Малера. Мы с Аней предположили, что может быть Альма захотела быть похороненой вместе с первым мужем, но это не обясняло отсутствие ее имени и опять-таки, отсутствие могильного камня. Лишь на следующий день, во время хождении по выставке Малера, я наткнулась на упоминание, что Малер был похоронен вместе со своей пятилетней дочерью, Марией, которая умерла от дифтерий в 1907 году и чью смерть Малер пережил очень тяжело. Не знаю вообще, можно ли считать камень у изголовья могильным камнем?

Я испытывала странные эмоции. Светило солнце, стояла прекрасная погода и мне совсем не верилось, что я стою перед могилой одного из величайших творцов в истории человечества и одного из моих самых любимых композиторов. Мою любовь к его музыке можно сравнить лишь с моей любовью к музыке Вагнера, но чувства к этим двум композиторам, хоть и схожи в силе, очень различаются в духе. Как-то непонятно выразилась, но главное, что я хочу сказать, то что я бесконечно люблю музыку Малера и отношусь к ней с благоговением.
У меня было такое чувство, что над его могилой вечно должен идти дождь, небо должно быть серым и вс должно напоминать о том, какую утрату понесло человечество, так рано лишившись его гения. А вокруг все было так... обыденно. Так всегда бывает на кладбище. А еще показалось символичным то, что вокруг радостно носились Катарина и Марк. Разве Малер не вкладывал в разные свои произведения мысль, что жизнь познается через смерть? И стоя у его могилы и глядя на веселых детей, я понимала, что все правильно, Катарина и Марк это жизнь. Чего стоило доверчивое объявление Кати при выходе, что ей там очень понравилось и она хотела бы остаться там подольше. Такое не может не вызвать улыбку и смех и мы улыбались и смеялись.
Надеюсь, что для Ани, которая не любит ходить на кладбище, этот поход не был слишком тягостным.
А закончить хочется стихотворением Рильке, поэтом, который у меня часто ассоциируется с музыкой Малера и еще финалом его девятой симфоний.

Todes-Erfahrung (Neue Gedichte 1907)

Wir wissen nichts von diesem Hingehn, das
nicht mit uns teilt. Wir haben keinen Grund,
Bewunderung und Liebe oder Haß
dem Tod zu zeigen, den ein Maskenmund

tragischer Klage wunderlich entstellt.
Noch ist die Welt voll Rollen, die wir spielen.
Solang wir sorgen, ob wir auch gefielen,
spielt auch der Tod, obwohl er nicht gefällt.

Doch als du gingst, da brach in diese Bühne
ein Streifen Wirklichkeit durch jenen Spalt
durch den du hingingst: Grün wirklicher Grüne,
wirklicher Sonnenschein, wirklicher Wald.

Wir spielen weiter. Bang und schwer Erlerntes
hersagend und Gebärden dann und wann
aufhebend; aber dein von uns entferntes,
aus unserm Stück entrücktes Dasein kann

uns manchmal überkommen, wie ein Wissen
von jener Wirklichkeit sich niedersenkend,
so daß wir eine Weile hingerissen
das Leben spielen, nicht an Beifall denkend.

Опыт смерти (Новые стихотворения 1907)

Мы ничего не знаем про уход:
он неисповедим. Что за нужда
смерть ненавидеть и, наоборот,
влюбляться в смерть, чью маску навсегда

наш трагедийный ужас исказил.
Мы все играем - и слепой и зрячий, -
пока мы озабочены удачей,
и смерть играет тоже - в меру сил.

Когда же ты ушла из леденящей
щели на сцену лег и не исчез
знак истины: свет солнца настоящий,
луг настоящий, настоящий лес.

А мы играем дальше. Каждый раз
твердим, жестикулируя, свое:
и лишь когда, сокрытое от нас,
изъятое их пьесы бытие
на нас нахлынет страшным откровеньем,
что там, внизу, действительность иная,
тогда мы жизнь играем с упоеньем,
о шумных похвалах не помышляя.
                                    1907
(пер. Богатырева) 

К сожалению, не нашла полностью финальную часть 9-ой симфоний с Ленни и венскими филармониками (а я хочу именно с ними), поэтому пришлось удовлетвориться этим маленьким отрывком, в котором качество звука оставляет желать лучшего. 1975 год.




Comments

( 7 sententiae — sententiam dic! )
maultasch_a
Sep. 9th, 2010 07:47 am (UTC)
малер - жив. и будет жить.
пока мы слушаем его симфонии.
я так чувствую. мне иногда кажется, что я все еще могу его встретить на улице.
именно поэтому я не люблю кладбища в принципе. с малером мне сложно ассоциировать его могилу. куда больше с малером у меня ассоциируется путь от музикферрайна до оперы, трамваи на ринге и другие живые и поныне вещи.
но тем не менее, я очень рада что была там с тобой.

(я надеюсь мы тебе всем составом не сильно помешали и портили впечатление. но ради отговорки, ты же видела, я честно отсылала марка домой. но он уже возбудился).

неухоженная она показалась из-за того что бордюрный куст (букс) сожрали китайские гусеницы. эти страшные насекомые схедают буксов в считанные дни под чистую, оставляя плачевное зрелище - то что мы увидели.
надеюсь, с ними поборятся, потому что за могилой смотрят. кусты аккуратно подстрижены (хоть и обхедены), трава тоже аакурано растет и цветы свежие.

мне понравилось то что сверху камни положены. это правильно и справедливо.
и мне нравится простота и скромность и отсутствие вычурности и вообще всего. могила - очень правильная для малера.

и я приятно поразилась что ты вообще ничего не снимала. (такая редкость в наше время).
________________
с новым годом!
lika_k
Sep. 9th, 2010 08:25 pm (UTC)
Естественно в музыке заключена вся жизнь Малера, просто мне все равно казалось важным посетить его могилу.

Естественно вы мне не мешали, наоборот, очень было приятно, что вы пошли со мной. :)

Да, наличие камней меня тоже обрадовало, это правильно. Отсутствие вычурности тоже правильно, хотя меня немного волнует то, что присутствие там его дочери никак не обозначено. Интересно, он сам захотел быть похороненным рядом с ней?

Я вообще очень мало фотографирую. :) Хоть и притащила зачем-то фотоаппарат в оперу, но желание что-то сфоткать не возникло, лучше любоваться невооруженным глазом. :)

О спасибо! Молодец, что помнишь! Даже не знаю, вас поздравлять? :) На всякий случай поздравляю! :)
tashamiller
Sep. 9th, 2010 08:22 am (UTC)
Чудесное посещение. Я люблю кладбища, как бы это не звучало странно. Соединение времён, тайна, которую не разгадать в этом мире. А памятник действительно производит впечатление незавершенного. Я последнее время много слушаю Малера, но очень осторожно, как бы объяснить, осторожное приближение, как постепенное привыкание к свету, после тьмы. Не понимай буквально, тьму убери, а привыкание оставь... Вообщем , я запутала тебя, но думаю, ты поймешь.
lika_k
Sep. 9th, 2010 08:28 pm (UTC)
С одной стороны, Малеру не подходит как выразилась Аня, вычурность, с другой стороны, могила выглядела немного странно. Особенно из-за того, что на самом деле это двойная могила.

Очень хорошо, что он тебе нравится, я поняла, что ты хотела сказать.
(Deleted comment)
lika_k
Sep. 9th, 2010 08:29 pm (UTC)
Спасибо, пошла читать!
chumanew
Sep. 9th, 2010 08:51 pm (UTC)
Мне показалось, могила похожа на его музыку.
lika_k
Sep. 10th, 2010 07:04 am (UTC)
Такая простота более чем подходит его музыке, невозможно представить себе готичную или какую-то барочную могилу.
( 7 sententiae — sententiam dic! )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com