?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Mahler & Schönberg

Так как я все еще не дописала пост о выставке Малера, решила отдельно упомянуть о картинах Шёнберга, посвященных Малеру, которые находились на выставке.

Эссе, посвященное Малеру (я его пока не смогла найти ни на одном языке, как и второе эссе, посвященное ему же), Шёнберг открывает словами : "Густав Малер был святым", все музыковеды, историки и искусствоведы убеждены, что он относился к Малеру, как к некоему божеству (я в этом смысле недостаточно знаю о Шенберге, поэтому полагаюсь на других). И все видят доказательство этому обожествлению в нескольких картинах Шёнберга.  

Малер (1910)

</lj-embed>

Уже известная картина: Похороны Малера (1912)

 

А вот картина, которую некоторые связывают с предыдущей, изображающей похороны. Christus-Vision 1919

Еще одна Christus-Vision (Kopf). Я не смогла найти год картины, но учитывая тот факт, что ее выставляли в Вене и Будапеште уже в 1912 году, понятно, что она нарисована гораздо раньше той, что с 1919 года.
 




Итак, что связывает первое "видение Христа" с Малером? Всеобщая убежденность, что фигура Христа не зря повторяет движение дерева на картине похорон. На что основывается убежденность, что Шёнберг считал Христа святым я не знаю, потому что знаю о нем и о написанной им литературе довольно мало.
В поисках по теме наткнулась на утверждение, что Шенберг считал Малера страдающим, артистическим (artistic) святым, в Шопенгауэровском понимании. Святым, который в силах разглядеть самую суть мира через свое страдание. По утверждению Шопенгауэра, гений рожден чтобы страдать, что в свою очередь побуждает гения беспрырывно искать и постигать во во всем Идею. Идею может постичь лишь гений и тот, "кто, возвысив свою чистую познавательную способность, что вызывается обычно творениями гения, пребывает в состоянии, близком гениальности" (пер. М.И.Левиной).  Шенберг верил, что музыка несет в себе пророческую миссию и тем самым раскрывает высшую форму жизни, к которой эволюционирует человечество и Малер с его музыкой являлся олицетворением именно этой теории. Малер не просто святой, возвышающийся над человечеством и стремящийся ввысь, но святой, который переносит в эту высь и нас. Великие, бессмертные творения, подобные тем, что сочиняли Бетховен и Малер, воспринимаются их творцами как бессмертные души и вера в них (в бессмертные творения) продолжается до тех пор, пока сила этой веры не одарит человечество такой же бессмертной душой. Музыка Малера обладает способностью спасти человечество, наделив его бессмертной душой, возвышая его до уровня гения с помощью его произведении искусства. Продолжая мысль Шопенгауэра, Шёнберг полагал, что гений возвышается благодаря тому, что обладает Идеей. Творения гения, Малера могут спасти нас.

Мне также попалось упоминание того, что героем четвортой части второго струнного квартета Шёнберга (моего любимого) является Малер.
Стихи этой четвортой части квартета взяты из сборника поэта Штефана Георге " Седьмое кольцо".

 

La Salle Quartett, солирует Маргарет Прайс



Текст:

Stefan George - von "
Der siebente Ring" (1907)

Litanei
Tief ist die trauer, die mich umdüstert,
Ein tret ich wieder, Herr! in dein haus...

Lang war die reise, matt sind die glieder,
Leer sind die schreine, voll nur die qual.

Durstende zunge darbt nach dem weine.
Hart war gestritten, starr ist mein arm.

Gönne die ruhe schwankenden schritten,
Hungrigem gaume bröckle dein brot!

Schwach ist mein atem rufend dem traume,
Hohl sind die hände, fiebernd der mund.

Leih deine kühle, lösche die brände,
Tilge das hoffen, sende das licht!

Gluten im herzen lodern noch offen,
Innerst im grunde wacht noch ein schrei...
Töte das sehnen, schliesse die wunde!
Nimm mir die liebe, gib mir dein glück!

Entrückung
Ich fühle luft von anderem planeten.
Mir blassen durch das dunkel die gesichter
Die freundlich eben noch sich zu mir drehten.

Und bäum und wege die ich liebte fahlen
Dass ich sie kaum mehr kenne und du lichter
Geliebter schatten - rufer meiner qualen -

Bist nun erloschen ganz in tiefern gluten
Um nach dem taumel streitenden getobes
Mit einem frommen schauer anzumuten.

Ich löse mich in tönen, kreisend, webend,
Ungründigen danks und unbenamten lobes
Dem grossen atem wunschlos mich ergebend.

Mich überfährt ein ungestümes wehen
Im rausch der weihe wo inbrünstige schreie
In staub geworfner beterinnen flehen:

Dann seh ich wie sich duftige nebel lüpfen
In einer sonnerfüllten klaren freie
Die nur umfängt auf fernsten bergesschlüpfen.

Der boden schüttert weiss und weich wie molke.
Ich steige über schluchten ungeheuer,
Ich fühle wie ich über letzter wolke

In einem meer kristallnen glanzes schwimme -
Ich bin ein funke nur vom heiligen feuer
Ich bin ein dröhnen nur der heiligen stimme.


Переводы, честно говоря, мне не нравятся. Оба перевода В. Куприянова

Стефан Георге - из "Седьмого кольца2 (1907)

Литания
Снова охвачен
грустью глубокой,
В дом твой, Господь,
одиноко вступаю…
Путь мой был долог,
силы иссякли,
замерли крики,
мука жива.
Рот пересохший
бредит о влаге.
Бой был нелегок,
руки свело.
Дай отдохнуть
утомленному шагу.
В пальцы голодные
хлеб свой вложи!
Тщетные вздохи
мечту призывают,
Я в лихорадке,
руки пусты…
Дай мне прохлады,
выкорчуй пламя,
Верой наполни,
светом снабди!
Все еще в сердце
боль полыхает,
Где-то в глубинах
кроется крик…
Раны закрой мне,
грезы развей мне,
Страсти лиши меня.
счастье мне дай!

Отрешенность
Я чую воздух, но иной планеты,
Ко мне из тьмы просвечивают лица,
Пока еще участием согреты.

Трава, деревья, словно вдруг увяли,
Я их не вижу, и уйти стремится
Любимой тень, исток моей печали –

Как будто в глубь туманного колодца,
И там, устав от шума и борений,
Она смирится с тишью и замкнется.

Я отдаюсь круженью, переливу,
Исполненный немых благодарений,
Неведомому вольному порыву.

Меня уносит под небесный полог,
И всем дыханьем я подвластен хору
Неистовых незримых богомолок.

И здесь я вижу, как туманы вьются
Навстречу озаренному простору
И среди гор далеких остаются.

Земля внизу лежит болотом мглистым…
Я миновал бездонные провалы.
Я вижу, как над облаком лучистым

Плыву в морях кристального сиянья –
В святом огне я только отблеск малый,
В святых словах оставшись без названья…


Источник: Michelle L. Stearns,  "Unity, God and Music: Arnold Schoenberg‟s Philosophy of Compositional Unity in Trinitarian Perspective", 2006.

Ведет ли музыка Малера к спасению?

Comments

( 8 sententiae — sententiam dic! )
maultasch_a
Sep. 30th, 2010 10:46 am (UTC)
что-то шенберг увлекся христианскими идеями... но это не долго продолжалось.
а ты обратила внимание на самую крайнюю левую фигуру на картине "похороны малера"? это "дух" малера, присутствующий на собственных похоронах. поэтому фигура и крупнее и расплывчатей остальных.
ты права, в образе "христа" тоже очевидный малер.
шенберг очень и очень ценил и уважал малера, малер кстати тоже серьезно и с уважением относился к шенбергу.
статьи я тоже хотела найти и почитать, но у меня на эту тему по следам высставки целый ряд чего почитать выстрился.

я только с тех пор каждый раз удивляюсь, как это я решила что видела эту картину в черно-белом варианте?
ответ один - зал был берно/белый, кроме этих трех картин на отдельной стене между окнами, остальные объекты были погружены в глубокий траур.
lika_k
Sep. 30th, 2010 06:30 pm (UTC)
Да, взаимоотношения у них были очень интересными. Меня это удивляет.
Я знаю, где они изданы на английском, но как назло, именно этой книги нет в нашей бмблиотеке, надо посмотреть в каталогах остальных универов и заказать, если у них есть. Правда со временем у меня проблемы.

Да кстати, я забыла потом тебе сказать, я удивилась, когда картина оказалась не черно-белой.
maultasch_a
Oct. 1st, 2010 01:35 pm (UTC)
посмотрела. акварель "видение христа" - 1919 год.
lika_k
Oct. 1st, 2010 01:53 pm (UTC)
Спасибо, я знаю, что "Видение Христа" с 1919 года, я имела в виду последнюю картину, там где только голова.
maultasch_a
Oct. 1st, 2010 02:24 pm (UTC)
а голова:
Christus
Öl auf Pappe
50 × 37 cm
vor Oktober 1910

даю ссылку:
http://www.schoenberg.at/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=85&Itemid=339&lang=de

вся "папка" с "фантазиями"
http://www.schoenberg.at/index.php?option=com_joomgallery&func=viewcategory&catid=2&Itemid=339&lang=de

все папки (каталог):
http://www.schoenberg.at/index.php?option=com_joomgallery&Itemid=339&lang=de

когда следующий раз приедешь, пошли туда на выставку:
http://www.schoenberg.at/index.php?option=com_content&view=article&id=364&Itemid=531&lang=de

(вообще подумываю не записаться ли мне в "международное общество малера", у них потрясающая библиотека с редкостями и всякими штуками. отговорка: мне бы время на все это, кроме того прочитать бы все что и без их библиотеки уже есть)
lika_k
Oct. 1st, 2010 02:49 pm (UTC)
Спасибо!
Как интересно! С удовольствием схожу туда!

Почему бы не записаться, там ведь наверняка не только библиотека. Интересно же.

Edited at 2010-10-01 02:52 pm (UTC)
maultasch_a
Oct. 1st, 2010 03:15 pm (UTC)
ВРЕМЯ!!! я же на работе!!!! а вечером я деток воспитываю)))
lika_k
Oct. 2nd, 2010 11:24 am (UTC)
Да, время настоящий враг, в этом я тебя еще как понимаю!
( 8 sententiae — sententiam dic! )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Page Summary

Powered by LiveJournal.com