?

Log in

Previous Entry | Next Entry

После посещения сокровищницы в Вене, у меня появилась новая любимица, Мария Бургундская. Ее портрет, от которого я минут 20 не могла отойти, мне попадался на глаза и раньше, но я почему-то не обращала на нее внимание. Как и не обратила внимания на ее портреты в Художественно-историческом музее в той же Вене за два дня до посещения сокровищницы. Но в сокровищнице меня как будто чем-то по голове ударили, это была любовь с первого взгляда. Даже усомнилась, может я была когда-то императором Максимилианом первым, ее мужем, который судя по всему, очень ее любил. Удивительно и то, что этот самый портрет сейчас тоже не производит слишком большого впечатления. Видимо, нужна атмосфера и полутемнота сокровищницы. Но я все равно полюбила портрет.
Вот портрет, который мне так понравился. Кисти Никласа Райзера

22.26 КБ


Кто же такая Мария Бургундская?
Мария родилась в 1457 году в Брюсселе и была единственной дочерью Карла смелого, герцога Бургундии, последнего правителя нераздельного герцогства, и Изабеллы Бурбонской, второй жены Карла. Она умерла, когда Марии было 7 лет. В шестилетнем возрасте она была разлучена с родителями, после того как ее дед, Филипп добрый (который в свое время не очень обрадовался рождению внучки вместо внука и не захотел приехать на ее крестины), назначил Карла правителем Голландии и отправил его туда вместе с женой. В следующий раз Мария увидела свою мать незадолго до смерти Изабеллы.
 Так как Мария была наследницей обширных владении, доставшихся ей от отца и деда, Филиппа Доброго, в женихах у нее не было недостатка практически с младенческого возраста. Самым пародийным из них можно считать Шарля (8), будущего короля Франции, сына Людовика 11, который был младше Марии на 13 лет.

Когда Карл смелый погиб при Нанси 5 января 1477 года, Марии не исполнилось еще 20 лет. Кроме самого бургундского герцогства, она получила в наследство и Нижние земли. Людовик 11, извечный соперник Карла, воспользовался моментом и захватил герцогство Бургундии (западная часть Бургундии) и таким образом у Марии осталось лишь графство Бургундии и Нидерланды. Людовик настаивал на браке между Марией и своим сыном, Шарлем, благодаря которому, Нидерланды (Нижние земли) должны были перейти к наследникам французского трона. Мария, по совету своей мачехи, Маргарет Йоркской (Бургундской), отклонила предложение Людовика и обратилась за помощью к своим нидерландским подданным, которые, чувствуя ее слабость, согласились помочь только получив от нее взамен кое-что другое. Она даровала (была вынуждена подписать) им "Великую привилегию" (Großes Privileg), документ, который обеспечивал Нидерландам автономное самоуправление (после смерти Марии, документ был объявлен незаконным, а в 1494 году был отменен официально). Кроме этого, Нидерландцы, не обращая внимание на слезные просьбы герцогини, казнили в Генте двух влиятельных сподвижников ее отца, уличив их в связи с французским двором .

Карл смелый, отец Марии



Предположительно Изабелла Бурбонская, мать Марии. Портрет кисти Рогира ван дер Вейдена


Двойной портрет Карла и Изабеллы


Маргарет Йоркская, третья жена Карла и мачеха Марии. Отношения между мачехой и падчерицей были на удивление хорошими.
40.93 КБ

Людовик ХI, король Франции, по прозвищу Осторожный / Благоразумный (le prudent ), Хитрый (le rusé ) или же Всемирный паук (l'universelle araignée).

52.18 КБ


Шарль VIII Любезный ( l’Affable) (а по-моему, просто недоумок), сын Людовика


18.04 КБ


Одним из пунктов "Великой привилегии", было условие, что Мария выйдет замуж лишь получив на это согласие Генеральных Штатов Нидерландов. Условие было нарушено в том же 1477 году, когда Мария вышла замуж за эрцгерцога Максимилиана Габсбурга, Будущего императора Максимилиана 1, против воли Генеральных Штатов. Брак по расчету, обсуждаемый еще родителями Марии и Максимилиана, видимо превратился в брак по любви. Максимилиан вспоминал свою первую жену с любовью и печалью даже спустя годы после ее смерти. Считается, что историю сватания и брачного путешествия к Марии он описал в своей книге "Theuerdank". Прожили они вместе пять лет. За эти годы Мария родила троих детей, выжили двое.

Максимилиан 1 кисти Дюрера 1519 год. Год смерти Максимилиана.

101.63 КБ


Другой портрет Марии Бургундской, кисти Михаэля Похера 1479. Этот портрет служил источником нескольких других портретов.

52.57 КБ


Еще один портрет Марии

52.76 КБ


Еще портрет Кисти Райзера, находится в художественно-историческом музее Вены

25.27 КБ


Максимилиан и Мария, неизвестный художник

515.19 КБ


Максимилиан и Мария - изображение из книги Максимилиана "Седой Король" ("Der Weißkunig"), художник Ганс Бургкмайр.

174.71 КБ


Неудивительно, что Мария Бургундская на всех портретах молодая и красивая, она прожила после брака еще пять лет и умерла в 1482 году в 25-летнем возрасте.
Она была беременна, когда поехала с мужем на соколиную охоту. Она любила и охоту, и езду верхом. Ее лошадь споткнулась, сбросила ее и, наступив на нее же, сломала ей спину. У нее был выкидыш, и она умерла спустя три недели, успев за это время составить подробное завещание и попрощаться с близкими.

Мария на лошади, за которой следует смерть. Как же тут не вспомнить господина с инициалами Т.П.?? Изображение из часослова, начатого для нее и законченного уже для Максимилиана.

252.54 КБ


Изображение с конца 15 века. Мария, окруженная гербами подвластных ей территории.

105.18 КБ


Монета с изображением Марии Бургундской

123.71 КБ


Гробница в Брюгге. Она была похоронена рядом со своим отцом Карлом смелым.

103.18 КБ


Статуя в Хофкирхе в Инсбруке

84.12 КБ


Она была образованной дамой, кроме французского и фламандского, знала латынь, обучалась истории. Во время учебы особенно любила и выделяла музыку. Также была прекрасной наездницей, что в итоге и погубило ее.


Как уже было сказано, из рожденных детей выжили двое. Первенец - Филипп и дочь Маргарет, названная так в честь мачехи Марии, Маргарет Йоркской. Первенец впоследствии стал королем-консортом Кастилии Филиппом 1 красивым. Стал мужем Хуаны безумной, которая долгое время не давала похоронить его тело, время от времени приказывала открыть гроб и рассматривала забальзамированное тело. И он был отцом императора Карла пятого, дедом испанского короля Филиппа второго и прадедом знаменитого благодаря Шиллеру и Верди Дона Карлоса.

Максимилиан с Марией, Филиппом красивым и его детьми - Карлосом и Фердинандом. Кисти Бернхарда Штригеля

119.23 КБ



Надеюсь еще отдельно написать о часослове Марии.


Comments

( 32 sententiae — sententiam dic! )
chumanew
Oct. 6th, 2010 06:43 pm (UTC)
Очень интересно! И все знаменитейшие роды Европы там же.
lika_k
Oct. 7th, 2010 01:50 pm (UTC)
Естественно. Все знаменитые роды Европы работали над тем, чтобы объеденить всю Европу под одну корону. Именно по этому критерию заключались все браки. Австрия была ближе всех к этому в эпохе Карла 5, но ему пришлось отдать Австрию брату Фердинанду, а Испанию и принадлежащие ей земли сыну Филлиппу (2). А еще оставались Франция и Англия и разделенная между всеми, включая папу, Италия и разные более мелкие государства. И еще северная Европа. В общем, это была лишь мечта.
maultasch_a
Oct. 7th, 2010 07:44 am (UTC)
а я как раз сегодня собиралась писать о том как я страстно полюбила портрет максимилиана 1-ого в исполнении дюрера.
давнго уже заметила, что каждый раз меня к нему тянет как магнитом.

по поводу последней картины недавно прослушала аж целую лекцию в том же музее. (была еще одна картина штригеля и еще семейный портрет дель мазо, ученика веласкеса), на тему "семейные портреты".

смысл был в том, что штригель рисовал семейные портреты по принципу политической и религиозной значимости потретируемых. в частности этот нарисован уже лет через 20 после того ткау мерла мария и якоб рядом с ней, сам выбор членов семьи обусловлен исключительно политическими мотивами и проч. достаточно утомительная лекция.
lika_k
Oct. 7th, 2010 09:53 am (UTC)
Да, портрет Максимилиана просто потрясающий.

Понятно, что семейный портрет политизированный и пропагандический. Заметь, Мария не только умерла за 20 лет до этого, но Максимилиан к этому времени успел жениться целых полтора раза. Второй, заочный брак с Анной Бретонской был аннуллирован папой из-за принуждения Людовика 11 и его сына, которые заставили Анну (ей было 14 лет) выйти замуж за этого самого сына, хоть она и вышла замуж заочно за Максимилиана.
А потом Максимилиан женился еще раз, на Бьянке Сфорце, но не имел от нее детей. Картина нарисована уже после смерти Бьянки и вместо нее на портрете появляется Мария, которая кроме того, что принесла Максимилиану очень важные земли, еще и родила продолжателя рода и наследника. Кстати, к этому времени Филипп красивый тоже был мертв, но появляется на портрете.
У меня как-то был семинар о значении портретов в политической пропаганде во время ренессанса. Это очень интересно.
maultasch_a
Oct. 7th, 2010 12:44 pm (UTC)
да, там все очень сложно, все эти семейно-государственные перепетии, мне тяжело даются. там же еще была кажется йоханна сумашедшая, которая тоже вроде женой была и была жива к тому времени.
короче, у них все очень путано.
но максимилиян - красавец! в исполнении дюрера разумеется. дюрер вообще гений.
lika_k
Oct. 7th, 2010 12:58 pm (UTC)
Хуана безумная, она была испанкой. Я ее упомянула в посте. Она была невесткой Максимилиана и матерью Карла пятого и Фердинанда, которые на картине. Они внуки Максимилиана. Фердинанд, как ты знаешь, стал первым Габсбургом, которому отошли австрийские земли и он первым стал напрямую править Веной.

Я люблю копаться в королевских генеалогиях. :)

Дюрер такой характер изобразил!

Edited at 2010-10-07 01:14 pm (UTC)
maultasch_a
Oct. 7th, 2010 02:31 pm (UTC)
ну да, ну да. это называется я прослушала (заметь, на этой неделе) экскурсию.))))
но местные хуанну все равно йоханной зовут и подписывают (на других картинах тоже, я ее тут в другом месте заприметила, от того и запомнила). правда, может это совсем другая "безумная", мало ли их там было.....

ты меня спроси еще про вторую картину штригеля. там было изображено не свято семество, а как бы по русски назвать heilige sippe. там где три жены "марии" были и у них были дети тоже "марии" и проч.



и это самое святое семейство каким-то образом коллерирует с семьей максимилиана и в дальнейшем с семьей заказчика (посла и дипломата) про которого есть третья "семейная" картина штригеля, и у которого все три они приземлились.
иначе говоря, и семья максимилиана и семья дипломата, посредством этой картины пр св.семейство каким-то хитрым образом связывается друг с другом и с генеалогией христа.
в этом была суть и подбор "персонажей" картин.
lika_k
Oct. 7th, 2010 04:55 pm (UTC)
Это та же Хуана, у вас она естественно называется Иоханной, по русски Иоанной, По-французски Жанной, по-английски Джоан, а по-итальянски Джованной. :) Я просто люблю называть по имени месторождения.

Очень интересно! Heilige Sippe по-русски называется святая родня. Я думаю, что три картины связаны с так называемым trinubium. С тремя дочерьми св. Анны, матери Марии. Часть из их детей стали апостолами. И все взодящие в святую родню были современниками и родственниками Христа. А надписи над головами на портретах и дают имена входящих в святую родню. По этим надписям Максимилиан выходит Клеопом а Мария соответственно Мария Клеопова, сестра матери Христа.На третьей картине, там где Куспиниан, изображены Мария Зеведеева, третья сестра матери Христа и ее семья.
Остроумно!
maultasch_a
Oct. 7th, 2010 06:08 pm (UTC)
я так и надеялась, что ты разберешься ....)))))
lika_k
Oct. 8th, 2010 06:23 am (UTC)
Я больше предположила. :)
maultasch_a
Oct. 8th, 2010 12:44 pm (UTC)
все очень верно, нам так и рассказывали (единственное не могу ручаться за точность какая из марий кого рлицетворяла, но я думаю, ты разобралась по надписям.
lika_k
Oct. 8th, 2010 05:21 pm (UTC)
Да, я почитала надписи. Меня таки удивило, что главная Мария и ее семейство не на императорском портрете. Но наверное у него там какие-то ассоциативные причины были на это.
maultasch_a
Oct. 7th, 2010 02:39 pm (UTC)
вот, третий был куспиниан.




портрет семьи cuspinian
fa
Oct. 8th, 2010 09:55 am (UTC)
спасибо
lika_k
Oct. 8th, 2010 10:11 am (UTC)
Пожалуйста.
rarelena
Oct. 18th, 2010 12:00 pm (UTC)
Очень нежное у нее личико.

Подскажите, пожалуйста, на одном из портретов Марии очень тонкая, прозрачная ткань. Действительно ли в то время были уже такие ткани или это символ?
lika_k
Oct. 18th, 2010 11:41 pm (UTC)
В оригинале ее портреты просто изумительны, они произвели на меня большое впечатление.

Такую ткань уже производили. Ее головной убор на этом портрете типично бургундский (и французский)головной убор, который был очень распростронен с начала 15-го века. Называется Эннен. Вуаль или шлейф составляют одну из его деталей. Есть много портретов этого периода (второй половины 15-го века), на которых женщины носят полупрозрачную вуаль с Эннином и многие из них именно с Бургундии. Полупрозрачная ткань подчеркивала общественное положение женщины, потому что такая ткань была более дорогая и высококачественная.
Вот примеры похожей ткани на других портретах. Оба портрета изображают бургундских женщин.

Мемлинг - портрет Барбары ван Вленденберг (примерно 1480г.)
42.68 КБ

Деталь из картины Петруса Кристуса (1450-60 гг)
65.91 КБ
rarelena
Oct. 21st, 2010 11:45 am (UTC)
Спасибо.

Про энеены я знаю, но у меня всегда возникали сомнения по поводу этой ткани. Я не могу понять, из чего её ткали.

В принципе вполне могли немного и нафантазировать.
ice_fate
May. 7th, 2011 12:27 pm (UTC)
Здравствуйте! Забрела сюда совершенно случайно, и не жалею. :) Здесь очень интересно. А скажите, может быть, в вашей сокровищнице есть портрет Жанны Бургундской, жены Филиппа V Длинного?
Я его искала, и на 43 странице добралась до Марии Бургундской! :)
Спасибо за такой интересный ЖЖ! :)
lika_k
May. 7th, 2011 02:16 pm (UTC)
Здравствуйте, рада, что Вам понравилось. Вас интересует именно жена Филиппа Длинного? Я знаю только два ее изображения, оба условные. Одно то, что находится и в Википедии на любых языках, и еще одно - гравюра с 19 века. Если такая поздняя гравюра Вас интересует, могу положить ее сюда.
ice_fate
May. 7th, 2011 11:29 pm (UTC)
Да, именно она. Это её изображение в профиль? Кажется, такая у меня есть. Но всё-таки положите, пожалуйста! Как жаль, что о ней так мало известно!
А можно Вас зафрендить?
lika_k
May. 8th, 2011 05:48 am (UTC)
Я думаю, что мы говоритм об одном и том же изображении, но вот она. 44.67 КБ

Можно конечно, буду польщена. :)
ice_fate
May. 8th, 2011 06:18 am (UTC)
Да, у меня такая есть, но несколько хуже. Спасибо! :)
А вот мне кажется, что тогда женщины укладывали косы наподобие амфоры, и под сетку.
А на аватаре у меня изображение её свекрови, большой любви Железного короля. :))
lika_k
May. 8th, 2011 08:40 am (UTC)
Это ведь гравюра с 19 века, нельзя ожидать аутентичности. :)
Вы любите именно эту семейку?
ice_fate
May. 8th, 2011 09:47 am (UTC)
...Это ведь гравюра с 19 века, нельзя ожидать аутентичности. :)
Конечно, но раз уж гравюра с этих людей, можно было бы и сделать их максимально похожими. :)
Очень люблю Филиппа Длинного и Жанну - они очень умные и светлые! И мне очень нравятся Филипп Красивый и его Жанна - но про них известно ещё меньше.
Остальные из Капетингов мне как раз не нравятся, но... по закону подлости именно их изображения и попадаются!
lika_k
May. 8th, 2011 10:57 am (UTC)
Как раз граверы 19 века заботились не о достоверности, а о своем видении. Еще зависит к чему сделана гравюра - это влияет на достоверность.

Понятно, у меня тоже бывают такие особенные симпатии к некоторым королевским семьям. В последнее время это как раз Габсбурги времен Максимилиана 1 и его ближайших наследников. К тому же, его правнук Филипп второй и праправнук Дон Карлос такие известные литературные и оперные герои, что ими невозможно не интересоваться. :) Все собираюсь написать о всех женах Филиппа второго и их портретах (недавно видела в Вене их оригиналы), но никак не могу собраться. :)
ice_fate
May. 8th, 2011 11:02 am (UTC)
...Как раз граверы 19 века заботились не о достоверности, а о своем видении. Еще зависит к чему сделана гравюра - это влияет на достоверность.
Т.е. я имею право самой решить, какой была графиня де Пуатье? :) Это радует!:)
...Все собираюсь написать о всех женах Филиппа второго и их портретах (недавно видела в Вене их оригиналы), но никак не могу собраться. :)
Вы уж соберитесь, пожалуйста, Вас очень интересно читать! :)
lika_k
May. 8th, 2011 12:55 pm (UTC)
Конечно же можете представлять ее такой, какой Вам бы хотелось. :) Я Вам больше скажу, даже тех, чьи портреты мы имеем, можно представлять по-другому. Взять бы хотя бы Анну Болейн - мы имеем кучу ее портретов и на многих просто непонятно, что эта одна и та же женщина. Благо у нее есть ее знаменитая подвеска в виде буквы B.

Спасибо большое, попробую взять себя в руки. :)
ice_fate
May. 8th, 2011 01:08 pm (UTC)
Ура!!!! :-)
lika_k
May. 8th, 2011 02:24 pm (UTC)
:)

Кстати, насколько я поняла, Вы любите "Взломщиков". Я в общем-то не любительница фанфиков и практически не читаю их ни в одном фандоме, но очень люблю именно это произведение, оно вообще выходит за грань этого жанра на мой взгляд. Рада, что оно в свое время попалось мне в руки.
ice_fate
May. 8th, 2011 11:15 pm (UTC)
Очень люблю! Это и не фанфик вовсе. :)
lika_k
May. 9th, 2011 06:15 am (UTC)
Согласна. :)
( 32 sententiae — sententiam dic! )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com