?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Crista Ludwig als Isolde (Liebestod)



Забавно, недавно я так удивлялась либестод в исполнении Людвиг, выложенному в сообществе Кнаппертсбуша, а оказывается, у меня уже несколько лет лежит так и не прослушанный альбом с разными песнями в исполнении Людвиг и Клемперера и вот там-то есть другой либестод с Людвиг. Дирижирует естественно Клемперер, а не Кна.
В прошлый раз я оправдала исполнение Людвиг тем, что либестод нельзя петь не пройдя перед этим весь путь Изольды и тем, что у Кна там безумные темпы. Ну, путь она так и не прошла, а у Клемперера либестод длится всего-лишь на 10 секунд дольше, нечего выделять его темпы особо. В итоге, на этот раз тоже не впечатлилась. Все-таки, видимо правильно, что она так и не решилась спеть Изольду.

1962 год





Comments

( 28 sententiae — sententiam dic! )
piotr_sakharov
Nov. 29th, 2010 01:34 am (UTC)
Либестод в концертах очень многие поют, кто не прошел весь путь.
Хотя по сути, мне кажется, Вы правы.

* * *

Одна моя подруга, помню, была совершенно потрясена, когда узнала (уже хорошо зная всю оперу "Тристан и Изольда"), что в первой постановке главных героев пели супруги. Она говорила: "Нет, не представляю себе, как может быть у одних и тех же людей, чтобы утром - бытовая рутина, а вечером - ВОТ ЭТО".

lika_k
Nov. 29th, 2010 06:01 am (UTC)
Да, я знаю про концертные исполнения и они мне очень редко нравятся. Одна из исключений - это Майер, но уж она-то проходила весь путь, пусть и не в тот вечер, когда поет только либестод.

Я тоже не понимаю, как можно было спеть супругам. Может быть это одна из причин, что все продолжалось недолго...

А Вам нравится исполнение Людвиг?
piotr_sakharov
Nov. 29th, 2010 10:16 am (UTC)
Да, нравится.
maultasch_a
Nov. 29th, 2010 10:01 am (UTC)
а если не спуруги?
просто люди. утром бытовая рутина, семьи.
а вечером все равно - вот это.
для меня это тоже загадка в таком ключе вообще.

меня "тристан и изольда" все еще выводят из равновесия напроч.
piotr_sakharov
Nov. 29th, 2010 10:18 am (UTC)
Нет, одно дело - просто рутина, а другое дело - супружеская рутина.
maultasch_a
Nov. 29th, 2010 10:22 am (UTC)
я почему-то как раз супругов в этом случае лучше и легче и естесственней могу представить, чем просто сторонних друг другу артистов.
(у меня все еще супружеской рутины не настало)
piotr_sakharov
Nov. 29th, 2010 10:30 am (UTC)
т.е., вы не готовите, не убираете, не обсуждаете, кому сегодня забирать ребенка из сада / гулять с собакой, что в холодильнике кончилось то-то и то-то, что левый кран течет, лампочка в коридоре перегорела и т.п.?
maultasch_a
Nov. 29th, 2010 10:56 am (UTC)
мы все конечно делаем, только редко и мало обсуждаем кому посуду мыть а кому лампочку заменить. это не то о чем мы разговариваем и не то что нас занимает/интересует.
не поверите, я буквально только что осознала - наш быт проистекает занимая очень мало нашего осознания. знаете, это ведь очень здорово.)
/общение с детьми и разговоры о детях я не отношу к быту, дети - чать жизни.)))
piotr_sakharov
Nov. 29th, 2010 01:58 pm (UTC)
Тогда вы по-настоящему счастливые люди. Мало кому так удается.
lika_k
Nov. 29th, 2010 10:43 am (UTC)
Мне тоже так кажется.
lika_k
Nov. 29th, 2010 10:42 am (UTC)
Аня, это нормально, что "Тристан" выводит из равновесия. Не могу представить, как можно услышать и не потерять равновесие от "Тристана".
maultasch_a
Nov. 29th, 2010 10:59 am (UTC)
у меня самое неприятное вечерами происходит.
я возвращаюсь домой усталая, а дома сидит уже тоже усталый муж и уже наслушавшись "тристана", втягивает в него и меня.
это все можно было бы пережить, но у нас есть дети. а мы выпадаем так как будто нас нет дома.
очень сложно "вернуться" домой, к детям.)
lika_k
Nov. 29th, 2010 11:31 am (UTC)
Да, после "Тристана" сложно вернуться вообще в жизнь, это проблема.

Я обычно даже самого "Тристана" не могу начать слушать сразу после окончания. И не могу просто взять и заняться чем-нибудь другим. Нужно время, чтобы отойти. Но это прекрасно, что существует такая вот опера.
maultasch_a
Nov. 29th, 2010 09:58 am (UTC)
вот совсем недавно мы с супругом тоже говорили о концертных либестодах.
и тоже говорили именно в том ключе что к либестоду можно только прийти, начав с самого начала пути, через все три акта.
и хорошие концертные исполнения бывают крайне редко и только у певиц которые уже этот путь не единожды проходили в принципе. и то не всегда.

я сейчас никак не могу послушать людвиг с клемперером в вагнере, потому что слушаю их же в малере, хотьи в мп3. но обязательно послушаю! интересно же.)
lika_k
Nov. 29th, 2010 10:40 am (UTC)
Насчет концертных - совершенно согласна.

Конечно интересно. Несмотря ни на что, мне интересно было бы послушать ее Изольду целиком.
maultasch_a
Nov. 29th, 2010 02:40 pm (UTC)
вот. я послушала. с четвортого раза!
лика, представь, только начинаю слушать - сразу кто-то является. причем все три раза не по делу а по пустякам. закон есть такой, если мне очень надо послушать отрывок или арию, мне будут мешать часами.
не суть.
1. я с вашего позволения, ссылку супругу посшлю, он тоже любитель либестодов.
2. мне понравилось музыкальное исполнение. в том числе и голос кристы, хотя мне слышно, что для нее это бОльший напряг чем для традиционных крупных "изольд".
3. она поет либестод как арию - высокохудожественно и торжественно. но она не поет изольду, она не пришла к этой смерти.
4. я не могу сказать жаль или нет, что она не спела всю изольду. видимо не смогла, потому что попытки/разговоры с крупными дирижерами были. но видимо да, это было выше ее технических возможностей, что никак не умаляет ее достоинств.
_________
со второго раза муз.часть понравилась меньше, но все равно все хорошо.

мне тут главное не начать слушать дальше. а то опять вечер загублен.
не я серьезно.
lika_k
Nov. 29th, 2010 05:26 pm (UTC)
Да, у меня тоже так бывает и с этим ничего нельзя сделать...

1. Пошли конечно же. :)
2. и 3. Мне и у Кна и у Клемперера и музыка и пение кажется напышенным. Это правда ария, а не либестод.
4. Я думаю, что мне было бы очень любопытно услышать всю Изольду, трудно говорить, когда нельзя проверить свои слова. Людвиг хорошая певица, она наверняка создала бы интересный образ.

Не надо губить вечер!
chumanew
Nov. 30th, 2010 09:51 pm (UTC)
Да, это не Изольда, а Криста Людвиг, поющая либестод. Красиво, лучше чем с Кна, певица и оркестр больше соответствуют друг другу, все-таки 10 секунд это много. Грубоватость голоса почти не чувствуется. Но все равно эта партия не для такого ярко выраженного меццо, хотя образ мог бы получиться интересным, а это главное. Но все-таки ей виднее, раз не спела, значит были причины.

Ох, я вообще не представляю себе, как можно в день, когда поешь в "Тристане" заниматься хоть какими-то будничными делами! Мыть посуду после обеда, проверять у детей уроки, чистить ногти... По-моему, мир не имеет права на существование перед "Тристаном"! Это не обычная работа, это уход из мира вместе с твоим героем или героиней. Не представляю, как они поют в этой опере, а потом возвращаются в реальную жизнь.
lika_k
Dec. 1st, 2010 08:55 pm (UTC)
Да, мне тоже интересен образ, это самое главное. И кто знает, как бы она спела всю партию.

А после? Я и после не представляю, как можно пойти и просто жить. И не только певцы, дирижеры тоже. Впрочем, как дирижеры воспринимают эту оперу мы уже знаем. Как можно просто возвращаться к рутине после "Тристана", я просто не представляю. И вот тут Флагстад со своей удобной обувью...
И мне еще интересно, как действуют репетиции, они тоже эмоционально подавляют?
chumanew
Dec. 1st, 2010 10:42 pm (UTC)
И как бы сыграла. Она не могла бы не прочувствовать образ, это не такая певица.

Да я вообще не представляю, как можно на своих ногах выйти из театра! Тут по-моему нужно просто упасть и отлеживаться пару дней, причем в темном помещении, а не заниматься текущими делами. Но разве так бывает? Вот и умирают за пультом. По поводу Флагстад с удобной обувью, вспомнила частушку

Хорошо страдать на печке -
Ноги в тепленьком местечке.

А вообще одежда и обувь на сцене должны быть комфортными, не должны отвлекать от действия и образа, может быть она это имела в виду? Если туфли неудобные, то будешь думать о ногах, а не об Изольде.

На репетициях ведь все время то дирижер требует повторить какой-то кусок, то режиссер вмешивается и указывает. Это на генеральной репетиции, когда вся опера идет без перерывов и режиссер молчит, когда артисты проживают образы с начала и до конца, тогда да, конечно.
lika_k
Dec. 2nd, 2010 05:22 pm (UTC)
На сцене я ее видела только в качестве Фрикки и Фиделио и обе роли впечатлили. Думаю, что сыграла бы интересно.

Она говорила, что все, что ей нужно для того, чтобы хорошо спеть Изольду - это пара удобных башмаков. Может она просто издевалась, у меня создалось впечатление, что она терпеть не могла ореол величия, который создали вокруг нее и специально всегда все принижала.

Не то, что отлеживаться, а приходится на следующий день петь что-то другое, например какую-нибудь комическую партию. А вот интересно, каково петь в "Майстерзингерах" на следующий день после "Тристана".

И после генералки еще предстоит премьера, это наверное самое страшное.
chumanew
Dec. 2nd, 2010 10:09 pm (UTC)
Думаю да.

Ну может быть это и была нормальная реакция нормального человека на ореол величия, не знаю.

Приходится, работа такая. А петь в "Майстерзингерах" после "Тристана" это, по-моему, отдых, лечение. Но мне кажется, что два дня подряд такие огромные партии певцов не могут заставлять петь, скорее всего, у них на следующий день партии небольшие, эпизодические, иначе свалятся.

О да! Это страшно.
lika_k
Dec. 3rd, 2010 05:10 pm (UTC)
Нужно срочно выйти из образа Тристана и перевоплатиться в совершенно другого персонажа.
Это если у него постоянный ангажемент в театре, а если на гастролях, вряд ли кто-нибудь даст ведущему певцу эпизодическую роль.
chumanew
Dec. 3rd, 2010 10:24 pm (UTC)
Да, гастроли это настоящая мясорубка, каждый вечер на сцене. Вряд ли вчерашнему Тристану дадут в сегодняшней "Аиде" партию вестника, Радамеса ему дадут, это точно. Бедные, как они это все выдерживают? Главное тут не физическая нагрузка, а моральная. Сегодня ты Изольда, а завтра какая-нибудь кокетливая балаболка в комической опере. Нужна очень гибкая психика. И очень умная программа гастролей, чтобы завтрашняя партия после сегодняшней оказалась для исполнителей отдыхом.
lika_k
Dec. 4th, 2010 05:12 pm (UTC)
Все равно, не представляю, как можно вот так быстро выйти из состояния "Тристана". Хотя они наверное привыкшие и знают способы.
chumanew
Dec. 4th, 2010 08:33 pm (UTC)
Например напиться. А вообще смотря как петь Тристана или Изольду. Если делать упор только на вокал и не слишком заморачиваться психологией, то наверное можно. Если относиться к этому спектаклю, как к работе, а не жить в образе.
lika_k
Dec. 5th, 2010 06:50 pm (UTC)
Но неужели музыка совсем не действует? Там ведь такая музыка.
chumanew
Dec. 5th, 2010 07:58 pm (UTC)
К музыке тоже можно привыкнуть и относиться как к работе. Вот кого бы спросить из певцов, тех, кто пел в "Тристане", как на них действует музыка?
( 28 sententiae — sententiam dic! )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com