?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не могу вспомнить, где мне попалось упоминание этого рассказа, потому что списки лауреатов премий "Небьюла" и "Хьюго" подробно точно не шерстила, но вот, где-то я название рассказа увидела, и оно моментально привлекло внимание, чему я не могу не радоваться.

Далекое антиутопическое будущее, в котором воцарились время и порядок. Сказала бы, что балом правит Тиктакщик, но это была бы грубая ошибка, ведь балам - в любом понимании этого слова - в этом мире нет места. Всем, в том числе жизнью и смертью каждого, заведует олицетворение порядка, заведующий временем - господин Тиктакщик.
В этом будущем нет нужды в роботах, ведь непрекословное послушание порядку превращает людей почти что в андроидов. Не случайно Харлан Эллисон в качестве эпиграфа использует отрывок из эссе Генри Дэвида Торо "О гражданском неповиновении". Он не просто предваряет рассказ этим отрывком - он в некотором роде пишет фантастическую иллюстрацию к нему, не забывая и о классике антиутопического жанра - "1984", и приправляет все это хорошей порцией иронии и сатиры.
В большинстве случаев им совершенно не приходится при этом применять рассудок или нравственное чувство: они низведены до уровня дерева, земли и камней; быть может, удастся смастерить деревянных людей, которые будут не менее пригодны. Такие вызывают не больше уважения, чем соломенные чучела или глиняные идолы. Они стоят не больше, чем лошади и собаки. Однако даже они считаются обычно за хороших граждан - говорит Торо, и Эллисон рисует нам людей, от которых ожидается механическое поведение; поведение, гармоничное с тиканием часов, соответствующее движению секундомера. Не то, Тиктакщик нажмет на кнопку и остановит сердце дерзкого нарушителя порядка - точно как машину остановил.

Вот в этот мир ярким всполохом врывается трикстер в дерзком обличии Арлекина. В царстве порядка появляется человек, лишенный чувства времени, и вносит долю хаоса и веселья. Образ, выбранный им для действия, архетипичен и мифологичен, что подчеркивается неоднократным упоминанием "эльфийской усмешки" его маски. А случайно ли его фамилия является кличкой знаменитой в 19 веке преступницы? Что он может, этот шут? Например, осыпать людей разноцветными мармеладками? Мелочь, скажете вы? Но, о ужас, работа приостановилась, куча людей отстала от графика на семь минут, а это вызвало задержку у другой кучи, а это еще у одной кучи - в общем, все посыпалось как костяшки домино. И откуда только у него деньги на такое количество мармеладок? Соответствующий отдел сразу же подсчитывает и количество, и стоимость этих мармеладок, но стоп, какие еще мармеладки? В этом мире уже сотни лет никаких мармеладок, людям не до этих глупостей!
Выходка за выходкой, шалость за шалостью - и Арлекин обрастает славой, легендами, приобретает у просыпающихся людей-андроидов статус героя (героя ли?); работа, благодаря поискам и попыткам задержки Арлекина, задерживается на более долгие сроки, а Тиктакщик все более серьезно спрашивает "кто такой Арлекин?". Ведь порядок - это хорошо, а хаос - это плохо.

Харлан Эллисон дает рассказу форму, соответсвующую своему герою - повествование скачет от середины к началу, а от начала - к финалу.

Все заканчивается предсказуемо. Ведь Арлекину следует сыграть несколько ролей: он и герой, и мученик, преданный ближайшим человеком, и враг системы, а под маской - просто человек. Вновь вспомним Торо:
Очень немногие — герои, патриоты, мученики, реформаторы в высоком смысле и настоящие люди — служат государству также и своей совестью, а потому чаще всего оказывают ему сопротивление, и оно обычно считает их за своих врагов.
И вспомним - а если не вспомним, то нам напомнят - Уинстона Смита.
Покайся, Арлекин! - говорит Тиктакщик.
И что в итоге? Люди-андроиды пожимают плечами, а заведующий временем... не заряжается ли он скверной под своей маской?

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com